Зикр с именем Свидетель, как средство развития осознанности

Хороший эпиграф, все есть на форуме, надо только поискать по теме.

Для начала необходимо найти все доступные определения(в данном случае не стоит увлекаться юридическими значениями) уяснить, и максимально сократив хорошенько запомнить фразу. Например, свидетель - это человек, который был очевидцем какого-либо события, но сам не принимал в нем участия. Вполне себе понятное и простое определение. могут быть и другие варианты, не страшно - главное смысл примерно такой. Думаю даже лучше пересказать своими словами, так определение станет ближе. Неплохо подержать фразу в уме несколько дней, поиграть в игру примеры свидетельствования в моей жизни. Уже откроются некоторые новые понимания, ум привыкнет к понятию и втянется, сохранив запись в бессознательном слое. Далее определить границы понятия, “беспристрастное”- как наивысшая форма-качество и атрибут Бога, и “пристрастное” человеческое делящееся на степени, в зависимости от уровня духовного развития. Такое сравнение, как морковка для осла, заставит ум захотеть обрести такой полезный атрибут в своем бытии(мастер пишет, что это возможно) и разожгет желание. Для начала и это уже достойный результат.
Далее можно начинать делать зикр. Для начала просто повторять имя на ходу во время прогулки или похода на работу или с работы, так легче втянуться. Нет, кто сразу готов сесть с прямой спиной и т.д., как учит Мастер делайте конечно так. Но так трудно на начальном этапе, ум сильно сопротивляется. А так, чем еще полезным кроме привычного мысленного мастурбирования заняться по пути? К тому же шаги создают определенный ритм повторения, можно попутно пробовать обращать внимание на шаг и дыхание(2 и 1 правило Накшбанди), пробовать осознавать напряжения в теле при ходьбе. Будете гордиться своей продвинутостью - три в одном, вот я красавчик. Это ничего, потом пройдет, важно заиметь привычку на первом этапе. Если кидает в мысли, ничего, смотрим на мысли и повторяем. Имя Бога Свидетель ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО для обесценивания мыслей и чувств, мешающих практике зикра, и обретения опыта внутреннего самонаблюдения. Постепенно откроется смысл состояния “беспристрастного свидетельствования” своих внутренних процессов.

Кроме того советую начинающим считать количество, подойдут четки на 101 или есть механизм удерживаемый двумя пальцами, считающий количество нажатий. Для начала определить себе дневную норму в 1000. Ум будет гордиться собой, можно даже хвастаться другим искателям по этому поводу. Захочется сделать больше. Потом придет вкус. Здесь остановлюсь, описывать вкус мешает сложность с сочинительством да и не к чему это в написании. Сколько не говори халва, во рту сладко не будет.

2 лайка

Да, вот еще, на счет разницы между повторением про себя(тихий) и в слух(громкий). Если много энергии, хорошее ровное состояние, не гложат беспокойства, тревоги и сомнения может получиться качественно практиковать тихий зикр. Если же нет и мысли с чувствами сильно сбивают, то рекомендую практиковать вслух, можно даже кричать громко в безлюдном месте. Ум сразу переключается на более сильный раздражитель и потом можно убавить звук до шепота. Как снова нападут мысли повторить процедуру. Сильно себя насиловать не надо, дошел до желаемого числа, остановился. Но не стоит отдаваться отождествлению сразу, можно предложить себе какую-нибудь полезную и приятную тему для размышления. Как бы взял ум, как лошадь за узду, и твердо управляешь, направляя внимание в нужное тебе русло.
По поводу счета, обязательно кто-нибудь напишет: а Мастер пишет, что считать не обязательно. Для Мастера может быть и не было обязательно, ведь к практике зикра он пришел на довольно высоком уровне духовного развития. Ум легче соглашается делать практику когда четко видит “конец тоннеля”. Вот пристал, думает он, вот сделаю 1000 и отдохну, а потом раз смотришь а уже к 2000 подходишь, а ум молчит - успокоился. А если не считать, я так тоже пробовал по началу, расхолаживает, просто тянет бросить это дело. Кроме того можно еще и записывать количество по дням - статистика - полезная наука или постепенно бить собственный рекорд. Победа в соревновании с самим собой является хорошим компенсаторным средством. Кроме того, перебирание косточек в такт с повторением слова тоже требует энергии и уму труднее вести внутренний диалог. Когда мысли захватывают внимание, первый сигналом является рассинхронизация движения пальцев с повторением в такт. Увеличиваешь громкость заставляешь пальцы работать в ритме, вот и внутренний диалог притух и обесценился.

3 лайка

То самое место

Андрей, не надо учить людей неправильному выполнению практики зикра. Счёт повторений во время чтения - уже нарушение главного принципа практики, которое заключается в удерживании внимания на качестве имени. Если не получается успокоить ум, тогда лучше заняться муракабой и выражением, а к зикру приступить со спокойным умом. Десять минут правильного выполнения практики перевешивают многотысячные повторения имён, в которых ум занят тем, чтобы не сбиться со счёта и поставить себе оценку “какой я молодец” по её завершении

8 лайков

@Master, а что Вы можете сказать по поводу использования чёток?
Выполняя данные куратором практики, я как-то попробовал использовать не таймер, а чётки. И, знаете, нашел, что это намного удобнее. Ум абсолютно не занят и не отвлечён. Просто в определённый момент пальцы натыкаются на “хвостик”.
Да и само механическое перебирание действует умиротворяюще.

1 лайк

“Дух совершенства от того несовершенство допускает, что без него блаженству цену не познает”. Р.Бернс.
Безусловно Вы правы Мастер, в данном случае это было сказано

в качестве самоиронии, когда видел и осознавал свои истинные мотивы на первоначальных этапах практики.
Пишу про себя откровенно и прямо, как есть, разве не затем мы здесь в пространстве форума.
.

Ну кому-то может нравиться ходить на костылях, потому что это тоже придаёт устойчивости. Это, как говорится, дело вкуса

2 лайка

Спокойный ум… Поразмышлял… Что-то осталось недосказанным с моей стороны… Но слова Мастера придавили своим авторитетом… Однако считаю должным при всем уважении к Мастеру попробовать разъяснить свою позицию по некоторому упрощению, вульгаризации практики что ли.
Успокоенный ум - атрибут успокоенного нафса. Вдохновленному нафсу соответствует переменчивость внутренних состояний, наряду с метаниями из стороны в сторону, от дзенских притч до поездки для духовной беседы к старцу. Старые идеи о жизни обесценены, новые в процессе формирования. Пока “несчастный” не услышит голос собственного сердца, конца и края не будет метаниям и терзаниям по поводу последних. Как услышать - ответ банально прост - наблюдать, очищая каналы восприятия. Лучший способ научиться самонаблюдению - зикр. Даже лучше в данном случае ум разогретый, очевидная дурь легко осознается в процессе зикра или позже, во время размышления о наблюдаемом.
Представьте идет зикр: свидетель…свидетель…свидетель…ВД(внутренний диалог)…свидетель… свидетель…ВД… и т.д. Общее понимание о состоянии “беспристрастный свидетель”(разъяснения в предыдущих постах) уже имеется, что уже позволяет, что называется по ходу практики обесценивать ВД и наблюдать его. Путем пусть грязного с технической точки зрения, но все же разделения внимания между текущим ВД и повторением имени Бога достигаются быстрые успехи в деле РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ и развитии навыка САМОНАБЛЮДЕНИЯ.

Если б очевидная и не очень дурь легко осознавалась, то все бы давно осознали себя. А так приходится довольно долго разрывать механистичность реакций и отождествление с умом переведением внимания в тело, даже если довольно долго кажется, что это вообще ничего не даёт, и что гораздо эффективнее поразмышлять на досуге о своём поведении и наконец уже измениться. Самый верный способ развивать самонаблюдение это не зикр, а осознание своих ощущений (в теле) в любых действиях в течение дня.

6 лайков

Андрей, все ваши размышления как-то мгновенно демонстрируют непонимание простейших вещей. Спокойный ум - это ум не перегретый, не одержимый ( в настоящий момент времени) желанием или страхом и не беспокоящийся о других делах. В такое состояние ум можно приводить в любом нафсе.
Что такое голос собственного сердца? Очередной, ничего не значащий с точки зрения внутренней работы, поэтический образ?
Лучший способ научиться самонаблюдению - это усилие в самонаблюдении, а практика зикра, она про другое. Хотя осознавать себя в зикре, конечно, тоже желательно и необходимо. Может быть, не стоит изобретать кривые велосипеды, а заняться тем самым наблюдением мотивов, из которых они изобретаются?

8 лайков

Всегда рад вашим замечаниям Надежда, емко и по делу, а что самое важное без ноток высокомерия и превосходства.
Полностью согласен с Вашим текстом, и Вы и Мастер говорите как правильно делать практику.
Я же написал в последнем посте о том(коряво и непонятно), что не надо бояться внутреннего диалога, а можно попробовать понаблюдать его. Это же раздел практика, я так делал, и считал, и хвастался, что сделал 5000 повторений.
Важное замечание Мастера позволит мне доформулировать свою мысль.

Поначалу в практике зикра, я не использовал практику осознавания тела, так как не был знаком с учением Мастера. Но понимал на тот момент общие принципы самонаблюдения, не делая акцент на теле. Так вот, наблюдение временами пробивающегося ВД во время зикра, привели меня постепенно к пониманию необходимости осознавания тела. Ведь вместе с мыслями приходили ощущения и настройка на самонаблюдение способствовала их фиксации вкупе с мыслями чувствами. Возможно это частный случай, а я пытаюсь вывести закономерность. Однако видение мое таково на данный момент времени(возможно изменится, как знать), что на начальном этапе практика зикра, ложащаяся на недостаточно спокойный ум, способствует наблюдению ощущений в теле наряду с мыслями и эмоциями хотя бы во время практики, и 5000 повторений это от 2,5 до 3,5 часов в день. В течении этого времени тело осознается гораздо лучше чем, если просто поставить задачу осознавать свои ощущения в теле. После такой терапии появляется вкус осознанного состояния “свидетельствования” своих внутренних процессов, проскакивают периоды осознавания себя и без зикра.
Еще раз напоминаю, что никого учить на этом форуме не собираюсь, это раздел практика, вот и пишу разработках своих внутренних состояний, опираясь на личный опыт. Вот получил замечания, отлично, переведу их в плоскость уточнения собственного понимания.

П.С. Благодарю, что присоединились к обсуждению темы. Ваш ответ на вопрос какой зикр подойдет для развития осознанности подтолкнул меня написать об этом.

Андрей, я бы интерпретировала Ваш опыт несколько иначе. Если мотивация читать зикр велика - например, Вы глубоко убеждены, что это необходимо для Вашего продвижения - то все, что будет мешать чтению зикра, попадёт в поле Вашего внимания. Как мы замечаем камень, споткнувшись об него. Поэтому и осознавать себя в зикре легче - потому что процессы в уме и в теле оттягивают энергию от повторения/созерцания Имени, и тогда эти процессы лучше видны. В обычных действиях все внимание уходит в ум на решение текущих задач (которые уму нравятся), а на фоновые процессы внутри внимания не остаётся.
Это могут подтвердить многие, кто делают сидячие практики: вроде днём ходишь, ум спокойный, а как сядешь делать практику, тут начинаются всякие мысли и то справа колет, то слева чешется.
Разогнанному уму осознание тела неинтересно, это факт. Впечатления, получаемые в практике осознания тела, более тонкие, чем в обычной жизни, и ум привык к более сильным раздражителям. А ещё уму очень нравится думать, решать там всякие задачки, перекладывать мозаику из стороны в сторону. Если привычка думать сильна, то поначалу осознание тела может идти туго. Но когда приходит понимание, что осознанность является ключом к духовной работе в целом, то ум перестраивается, и появляется вкус к этой практике.

6 лайков

Андрей, Ваша “прямота” имеет весьма извилистую природу. )))

Зачем-то процитировали кусок моего текста…
А в нем, между тем, сказано “Деятельность ума вносит тонус напряжения в процесс наблюдения. Поток внимания становится неравномерным - где-то густо, где-то пусто.”

Именно этим искажениям Ума/Эго Вы и учите начинающих, раздавая налево и направо советы, о которых вас никто не просил.

Опять оскорбления. Прошу пользователей и руководство форума обратить внимание на оскорбительный тон.

Почему Вы распространяете ложь, да еще и в оскорбительной манере.
Причем это происходит постоянно и не только в мой адрес.
Вот недавний пример:

Просто красивое высказывание…

Прошу оградить меня от Ваших оскорбительных замечаний.

1 лайк

Андрей, что с Вами ОПЯТЬ происходит?
Тема с “оскорблениями” - очень сильно и неожиданно.
Мне кажется Ваша ситуация выглядит так, что НЕ ВАС надо оградить. А от ВАС оградить.

Андреей, если нас только по шерстке,то недалеко уедем, да и Виталий - не само совершенство, наверняка, работает и работает, И мне слегка доставалось , и какое ж было удивление на свою бурную реакцию! Если раньше подавлялось , то не без помощи Виталия , увиделось .Господи, всем нам света в работе

2 лайка

Если Вы не замечаете хамства, спрятанного под обертку научения Ваше право, можете терпеть. Посмотрите выше как подсказывает Надежда, вот пример, как без высокомерия и хамства, конструктивно общаться.

3 лайка

Отличная формулировка,жаль у меня так не выходит - это избавило бы от недоразумений. Кроме того, что все мешающее зикру попадает в поле внимания, само имя Свидетель, настраивает на созерцание всех процессов в сердце, уме и теле.
Очень рад конструктивному диалогу.

Притча.
Шли как-то Учитель и Ученик по своим делам. Разговаривали они о жизни и Ученик внимательно слушал.
Проходя мимо какой-то деревни, они услышали оскорбительные слова. Сначала Ученик не понял, кому они адресованы, но потом до него дошло, что оскорбляют их.
Деревенские жители, увидев чужаков, посчитали их странными и неподходящими для их местности. А всё странное вызывает страх, а иногда и агрессию.
Вслед за первым оскорблением потянулось и второе. Люди присоединялись друг к другу и насмехались над проходящими мимо мужчинами.
Ученик обратил внимание, что пожилой Учитель идет, как ни в чем не бывало и на его лице читается умиротворение.
Когда они вышли из деревни юноша спросил:
-Разве вам не было обидно? Это несправедливо. Они не имели права так делать.
-Не имели, - утвердительно кивнул Учитель.
-Но почему Вы ничего не ответили людям, которые нас оскорбляли?
-Пойдем, я покажу тебе кое-что, - неожиданно сменил тему его спутник.
Они подошли к старому, покосившемуся от времени сараю. Учитель сдвинул защелку и со скрипом открыл дверь, которая едва держалась на разъевшихся ржавчиной петлях.
В нос им ударил затхлый запах времени, и пыль, поднимавшаяся от каждого шага, слепила глаза.
Учитель поднял с пола какую-то грязную вещь, в складках которой быстро перебирая лапками спрятался паук, и подал её Ученику.
-Надевай.
-Это? – удивился юноша
-Да. Снимай свою одежду и надевай это
-Нет, я не согласен. Я не буду это надевать, - возмутился ученик.
-Надевай, - настаивал Учитель.
Он ткнул в грудь Ученика грязным комком, но тому удалось увернуться, чтобы не испачкаться.
-Да не буду я это надевать, - воскликнул молодой человек, - Что на вас нашло?
-Почему ты не хочешь это надевать?
-Она же грязная! Мне противно. Чем я заслужил это?
Учитель бросил грязный комок на пол и вздохнул.
-Оскорбления, которые тебе пытаются нанести люди – это грязная одежда, - вернулся к недавнему разговору Учитель, - И только тебе выбирать, будешь ли ты её носить или нет. Принимая оскорбления на свой счет, обижаясь и переживая от этого – ты надеваешь грязную и противную одежду, в которой продолжаешь ходить, плохо выглядеть и пахнуть.
Только ты вправе отказаться.:wink:

7 лайков

И еще одна притча.
На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным.

Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь чужим безумием оправдывает то, что не понимает сам».:wink:
Источник: https://millionstatusov.ru/pritchi/obida.html

4 лайка