Андрей, не надо учить людей неправильному выполнению практики зикра. Счёт повторений во время чтения - уже нарушение главного принципа практики, которое заключается в удерживании внимания на качестве имени. Если не получается успокоить ум, тогда лучше заняться муракабой и выражением, а к зикру приступить со спокойным умом. Десять минут правильного выполнения практики перевешивают многотысячные повторения имён, в которых ум занят тем, чтобы не сбиться со счёта и поставить себе оценку “какой я молодец” по её завершении
@Master, а что Вы можете сказать по поводу использования чёток?
Выполняя данные куратором практики, я как-то попробовал использовать не таймер, а чётки. И, знаете, нашел, что это намного удобнее. Ум абсолютно не занят и не отвлечён. Просто в определённый момент пальцы натыкаются на “хвостик”.
Да и само механическое перебирание действует умиротворяюще.
“Дух совершенства от того несовершенство допускает, что без него блаженству цену не познает”. Р.Бернс.
Безусловно Вы правы Мастер, в данном случае это было сказано
в качестве самоиронии, когда видел и осознавал свои истинные мотивы на первоначальных этапах практики.
Пишу про себя откровенно и прямо, как есть, разве не затем мы здесь в пространстве форума.
.
Ну кому-то может нравиться ходить на костылях, потому что это тоже придаёт устойчивости. Это, как говорится, дело вкуса
Спокойный ум… Поразмышлял… Что-то осталось недосказанным с моей стороны… Но слова Мастера придавили своим авторитетом… Однако считаю должным при всем уважении к Мастеру попробовать разъяснить свою позицию по некоторому упрощению, вульгаризации практики что ли.
Успокоенный ум - атрибут успокоенного нафса. Вдохновленному нафсу соответствует переменчивость внутренних состояний, наряду с метаниями из стороны в сторону, от дзенских притч до поездки для духовной беседы к старцу. Старые идеи о жизни обесценены, новые в процессе формирования. Пока “несчастный” не услышит голос собственного сердца, конца и края не будет метаниям и терзаниям по поводу последних. Как услышать - ответ банально прост - наблюдать, очищая каналы восприятия. Лучший способ научиться самонаблюдению - зикр. Даже лучше в данном случае ум разогретый, очевидная дурь легко осознается в процессе зикра или позже, во время размышления о наблюдаемом.
Представьте идет зикр: свидетель…свидетель…свидетель…ВД(внутренний диалог)…свидетель… свидетель…ВД… и т.д. Общее понимание о состоянии “беспристрастный свидетель”(разъяснения в предыдущих постах) уже имеется, что уже позволяет, что называется по ходу практики обесценивать ВД и наблюдать его. Путем пусть грязного с технической точки зрения, но все же разделения внимания между текущим ВД и повторением имени Бога достигаются быстрые успехи в деле РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ и развитии навыка САМОНАБЛЮДЕНИЯ.
Если б очевидная и не очень дурь легко осознавалась, то все бы давно осознали себя. А так приходится довольно долго разрывать механистичность реакций и отождествление с умом переведением внимания в тело, даже если довольно долго кажется, что это вообще ничего не даёт, и что гораздо эффективнее поразмышлять на досуге о своём поведении и наконец уже измениться. Самый верный способ развивать самонаблюдение это не зикр, а осознание своих ощущений (в теле) в любых действиях в течение дня.
Андрей, все ваши размышления как-то мгновенно демонстрируют непонимание простейших вещей. Спокойный ум - это ум не перегретый, не одержимый ( в настоящий момент времени) желанием или страхом и не беспокоящийся о других делах. В такое состояние ум можно приводить в любом нафсе.
Что такое голос собственного сердца? Очередной, ничего не значащий с точки зрения внутренней работы, поэтический образ?
Лучший способ научиться самонаблюдению - это усилие в самонаблюдении, а практика зикра, она про другое. Хотя осознавать себя в зикре, конечно, тоже желательно и необходимо. Может быть, не стоит изобретать кривые велосипеды, а заняться тем самым наблюдением мотивов, из которых они изобретаются?
Всегда рад вашим замечаниям Надежда, емко и по делу, а что самое важное без ноток высокомерия и превосходства.
Полностью согласен с Вашим текстом, и Вы и Мастер говорите как правильно делать практику.
Я же написал в последнем посте о том(коряво и непонятно), что не надо бояться внутреннего диалога, а можно попробовать понаблюдать его. Это же раздел практика, я так делал, и считал, и хвастался, что сделал 5000 повторений.
Важное замечание Мастера позволит мне доформулировать свою мысль.
Поначалу в практике зикра, я не использовал практику осознавания тела, так как не был знаком с учением Мастера. Но понимал на тот момент общие принципы самонаблюдения, не делая акцент на теле. Так вот, наблюдение временами пробивающегося ВД во время зикра, привели меня постепенно к пониманию необходимости осознавания тела. Ведь вместе с мыслями приходили ощущения и настройка на самонаблюдение способствовала их фиксации вкупе с мыслями чувствами. Возможно это частный случай, а я пытаюсь вывести закономерность. Однако видение мое таково на данный момент времени(возможно изменится, как знать), что на начальном этапе практика зикра, ложащаяся на недостаточно спокойный ум, способствует наблюдению ощущений в теле наряду с мыслями и эмоциями хотя бы во время практики, и 5000 повторений это от 2,5 до 3,5 часов в день. В течении этого времени тело осознается гораздо лучше чем, если просто поставить задачу осознавать свои ощущения в теле. После такой терапии появляется вкус осознанного состояния “свидетельствования” своих внутренних процессов, проскакивают периоды осознавания себя и без зикра.
Еще раз напоминаю, что никого учить на этом форуме не собираюсь, это раздел практика, вот и пишу разработках своих внутренних состояний, опираясь на личный опыт. Вот получил замечания, отлично, переведу их в плоскость уточнения собственного понимания.
П.С. Благодарю, что присоединились к обсуждению темы. Ваш ответ на вопрос какой зикр подойдет для развития осознанности подтолкнул меня написать об этом.
Андрей, я бы интерпретировала Ваш опыт несколько иначе. Если мотивация читать зикр велика - например, Вы глубоко убеждены, что это необходимо для Вашего продвижения - то все, что будет мешать чтению зикра, попадёт в поле Вашего внимания. Как мы замечаем камень, споткнувшись об него. Поэтому и осознавать себя в зикре легче - потому что процессы в уме и в теле оттягивают энергию от повторения/созерцания Имени, и тогда эти процессы лучше видны. В обычных действиях все внимание уходит в ум на решение текущих задач (которые уму нравятся), а на фоновые процессы внутри внимания не остаётся.
Это могут подтвердить многие, кто делают сидячие практики: вроде днём ходишь, ум спокойный, а как сядешь делать практику, тут начинаются всякие мысли и то справа колет, то слева чешется.
Разогнанному уму осознание тела неинтересно, это факт. Впечатления, получаемые в практике осознания тела, более тонкие, чем в обычной жизни, и ум привык к более сильным раздражителям. А ещё уму очень нравится думать, решать там всякие задачки, перекладывать мозаику из стороны в сторону. Если привычка думать сильна, то поначалу осознание тела может идти туго. Но когда приходит понимание, что осознанность является ключом к духовной работе в целом, то ум перестраивается, и появляется вкус к этой практике.
Андрей, Ваша “прямота” имеет весьма извилистую природу. )))
Зачем-то процитировали кусок моего текста…
А в нем, между тем, сказано “Деятельность ума вносит тонус напряжения в процесс наблюдения. Поток внимания становится неравномерным - где-то густо, где-то пусто.”
Именно этим искажениям Ума/Эго Вы и учите начинающих, раздавая налево и направо советы, о которых вас никто не просил.
Опять оскорбления. Прошу пользователей и руководство форума обратить внимание на оскорбительный тон.
Почему Вы распространяете ложь, да еще и в оскорбительной манере.
Причем это происходит постоянно и не только в мой адрес.
Вот недавний пример:
Просто красивое высказывание…
Прошу оградить меня от Ваших оскорбительных замечаний.
Андрей, что с Вами ОПЯТЬ происходит?
Тема с “оскорблениями” - очень сильно и неожиданно.
Мне кажется Ваша ситуация выглядит так, что НЕ ВАС надо оградить. А от ВАС оградить.
Андреей, если нас только по шерстке,то недалеко уедем, да и Виталий - не само совершенство, наверняка, работает и работает, И мне слегка доставалось , и какое ж было удивление на свою бурную реакцию! Если раньше подавлялось , то не без помощи Виталия , увиделось .Господи, всем нам света в работе
Если Вы не замечаете хамства, спрятанного под обертку научения Ваше право, можете терпеть. Посмотрите выше как подсказывает Надежда, вот пример, как без высокомерия и хамства, конструктивно общаться.
Отличная формулировка,жаль у меня так не выходит - это избавило бы от недоразумений. Кроме того, что все мешающее зикру попадает в поле внимания, само имя Свидетель, настраивает на созерцание всех процессов в сердце, уме и теле.
Очень рад конструктивному диалогу.
Притча.
Шли как-то Учитель и Ученик по своим делам. Разговаривали они о жизни и Ученик внимательно слушал.
Проходя мимо какой-то деревни, они услышали оскорбительные слова. Сначала Ученик не понял, кому они адресованы, но потом до него дошло, что оскорбляют их.
Деревенские жители, увидев чужаков, посчитали их странными и неподходящими для их местности. А всё странное вызывает страх, а иногда и агрессию.
Вслед за первым оскорблением потянулось и второе. Люди присоединялись друг к другу и насмехались над проходящими мимо мужчинами.
Ученик обратил внимание, что пожилой Учитель идет, как ни в чем не бывало и на его лице читается умиротворение.
Когда они вышли из деревни юноша спросил:
-Разве вам не было обидно? Это несправедливо. Они не имели права так делать.
-Не имели, - утвердительно кивнул Учитель.
-Но почему Вы ничего не ответили людям, которые нас оскорбляли?
-Пойдем, я покажу тебе кое-что, - неожиданно сменил тему его спутник.
Они подошли к старому, покосившемуся от времени сараю. Учитель сдвинул защелку и со скрипом открыл дверь, которая едва держалась на разъевшихся ржавчиной петлях.
В нос им ударил затхлый запах времени, и пыль, поднимавшаяся от каждого шага, слепила глаза.
Учитель поднял с пола какую-то грязную вещь, в складках которой быстро перебирая лапками спрятался паук, и подал её Ученику.
-Надевай.
-Это? – удивился юноша
-Да. Снимай свою одежду и надевай это
-Нет, я не согласен. Я не буду это надевать, - возмутился ученик.
-Надевай, - настаивал Учитель.
Он ткнул в грудь Ученика грязным комком, но тому удалось увернуться, чтобы не испачкаться.
-Да не буду я это надевать, - воскликнул молодой человек, - Что на вас нашло?
-Почему ты не хочешь это надевать?
-Она же грязная! Мне противно. Чем я заслужил это?
Учитель бросил грязный комок на пол и вздохнул.
-Оскорбления, которые тебе пытаются нанести люди – это грязная одежда, - вернулся к недавнему разговору Учитель, - И только тебе выбирать, будешь ли ты её носить или нет. Принимая оскорбления на свой счет, обижаясь и переживая от этого – ты надеваешь грязную и противную одежду, в которой продолжаешь ходить, плохо выглядеть и пахнуть.
Только ты вправе отказаться.
И еще одна притча.
На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным.
Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь чужим безумием оправдывает то, что не понимает сам».
Источник: https://millionstatusov.ru/pritchi/obida.html
Я пожаловался на это неуместное оскорбительное предположение, интересно модератор Виталист и здесь поставит сердечко, как на предыдущем посте с притчей ?
Умом-то понимаешь,а ручонки одежку грязную натягивают. Осознавать-выражать-созерцать. ОХ!!!..
Плохой был ученик.
Хороший ученик повиновался бы Учителю беспрекословно. Сказали надеть, значит надел.
И какая разница: в пыли, в грязи или с пауками. Равно как и оскорбительные слова. И то, и другое - снаружи.