Об особенностях воспитания мужчин и женщин

Для статьи маловато текста, а для реплики на форуме – вполне… Тем более, что в ней содержится итог череды наблюдений, небесполезный, на мой взгляд, для применения во внутренней работе. Впрочем, во внешней жизни он может оказаться еще более прикладным, потому что позволяет реализовать принцип «Смотри, с кем имеешь дело!». Некоторая схематичность является результатом относительной простоты. Можно, конечно, было бы добавить деталей. А зачем?..

Очевидно, что ребенок, появившийся на свет, попадает под мощное влияние своих родителей. И это влияние медленно, но верно формирует в бессознательной части ума ребенка модель, которая в будущем станет определяющим фактором влияния на все его проявления во внутренней и внешней жизни. И влияние это окажется тем большим и сильным, чем глубже эта модель погружена в бессознательный ум растущего ребенка.

Очевидно так же, что структура и результаты этого влияния зависят от того, о какой паре взаимодействующих идет речь. Родитель естественным образом может быть женщиной или мужчиной. Ребенок, впрочем, тоже. Получаем 4 пары Женщина – женщина, Женщина – мужчина, Мужчина – женщина, Мужчина – мужчина.

В парах Женщина – женщина и Мужчина – мужчина картина взаимодействия получается достаточно естественной и понятной. Старшее поколение передает младшему свой социально-деловой опыт, окрашенный соответствующими половыми и сущностными особенностями восприятия и жизненного проявления. Хотя сам опыт может быть очень и очень своеобразным. Мужчина проявляется янской энергией, традиционным образом которой является огонь. Женщина демонстрирует иньские влияния, сравниваемые обычно с образом воды. Опытный огонь передает свои «огненные» подходы огню менее опытному. Вода действует таким же образом.

Но! Также имеются 2 пары с противоречивым взаимодействием, в котором сталкиваются две противоборствующие стихии – Женщина – мужчина, Мужчина – женщина. Опять скажу очевидность. В этих отношениях ребенок приобретает первые навыки и установки эмоционально-сексуального взаимодействия с противоположным полом, которые будут определять его соответствующее поведение в жизни.

Однако, в борьбе 2 полярных начал очень сложно, почти невозможно, сохранить баланс, соответствующий изображению символа Инь-Ян. Одно из начал стремится победить. В большинстве семей проявления этих начал имеют отнюдь не равные возможности и результаты – одно из них обычно побеждает… И здесь начинается ГЛАВНОЕ!

Рассмотрим пару Женщина – мужчина.

В деструктивном варианте мама оказывается способной «победить» в процессе воспитания своего сына, а папа не может, а точнее не хочет, что-то противопоставить. Вода подавляет огонь и будущий мужчина вынужденно приобретает женоподобные качества. Он может быть мягким и милым, но ему будет всегда крайне сложно принимать решения и брать за них на себя ответственность. Манипулятивное поведение в отношениях с окружающими людьми станет главным способом компенсации недостатка мужских проявлений, а «стандартными» негативными эмоциями будут страх и печаль, приобретенные под влиянием стихии воды.
Относительно оптимистичный сценарий разворачивается тогда, когда сын оказывается способным выдержать напор водной стихии и сберечь свой внутренний огонь. Не смотря на отсутствие поддержки со стороны отца, самоустранившегося по той или иной причине из процесса воспитания. То, что нас не убивает, то делает нас сильнее. В этом сценарии некоторые мужские качества начинают проявляться в подрастающем мужчине в гипертрофированном виде. Им обычно сопутствуют типовые негативные эмоциональные проявления, резонирующие со стихией огня - гнев и тревога.

Осталась пара Мужчина – женщина.

Деструктивный вариант, в котором мама боится вмешиваться в процесс воспитания дочери, приводит к подавлению женских качеств маленькой женщины и заменой их качествами мужскими – огонь испаряет воду и проявления ее становятся все менее заметны. Формирующаяся женщина приобретает мужские черты и, как правило, проявляется в жизни негативными эмоциями, созвучными с влиянием стихии огня – гневом и тревогой.
Почти оптимистичный вариант имеет место, когда «доча» находит способы и приемы, чтобы совладать с почти неукротимым папой. Вода побеждает огонь, как бы уступает, но всегда находит пути обхода создаваемых мужчиной проблем. Манипулятивные качества будущей женщины, особенно ярко проявляющиеся в отношениях с противоположным полом, доводятся в подобном процессе воспитания до совершенства. Может быть у нее все будет неплохо в жизни, и она сможет выстроить окружающий мир в «правильную» конфигурацию, но страх и печаль, как основные спутники по жизни, ей гарантированы.

Не справедливо было бы забыть о бабушках и дедушках. Ведь они многим из нас заменяли родителей. Иногда на многие годы. Закономерности, описанные выше, в этом случае сохраняться. Однако сила воздействия на ребенка будет менее мощной, чем в отношениях с молодыми родителями, не набравшими к моменту рождения ребенка достаточного жизненного опыта и внутренней стабильности. В процессе воспитания бабушкой и/или дедушкой ребенок получает больше возможностей проявиться в своем естестве. Однако, взамен может приобрести определенную внутреннюю закостенелость и слабость в жизненных проявлениях, такие характерные для многих пожилых людей.

5 лайков

Спасибо, Виталий! С самого начала было сказано о простоте. Но все же рассмотрены изначальные папа и мама в " чистом" янском и иньском виде. Вот интересно, как тот же выросший под гнетом мамы сын с иньскими реакциями будет влиять на своих детей разного пола, и, соответственно, дочь с янскими реакциями - на своих детей. И всегда ли в паре диада инь-ян? Мне моя мама водной стихией совсем не кажется, и папа вполне себе янский.

Спасибо, Vitalist, что поделился видением, размышлениями и опытом. Тема взаимодействия и осознания отношений с родителями - то, что называется - хит дня. Очередной слой открываешь - и там всегда ждут открытия. То что называется - “все не то, чем кажется”. Особенно понравилось, что рассматривается именно энергетический аспект взаимодействия Оригинально - через стихии. Близко, актуально, полезно! от души спасибо:heart_eyes:

Это общая картинка.
Так сказать, средняя температура по больнице, в которой все мы - пациенты с заболеваниями различной степени тяжести.
Разные аспекты этой картины видны уже давно, но сложились в нечто единое именно сейчас. Поэтому и решил поделиться.

Конкретные ситуации могут от нее отклонятся в большей или меньшей степени.
Отклонения, связаны с массой менее значимых факторов, влияние которых следует учитывать в каждом прикладном случае. Это невозможно сделать в моменте - требуется время.
Но понимание, где находится главное направление для внутренних изысканий, позволяет сделать первый и самый значимый шаг в этой работе.

Сын может воспринять женоподобную жизненную модель отца. Возможно, маме придется компенсировать это влияние более жесткими, чем характерно для женщины, способами. Все эти искажения будут создавать массу негативных следствий, с которыми придется как-то жить и, возможно, бороться… Но лишь тогда, когда они станут очевидными для подрастающего их носителя.
Дочери, конечно, легче в такой ситуации. Но у нее будет другая проблема (из-за влияния отца на ее эмоционально-сексуальное проявление) - она будет иметь тенденцию заводить отношения с мужчинами, которым ей придется помогать пробиваться в жизни.

Их же тоже кто-то воспитывал. )))
А еще существуют природные, сущностные качества и предрасположенности.
И много чего другого… В общем - сплошной лабиринт во тьме. )))
Я попробовал описать инструмент для движения в лабиринте.

Схемы нужны на начальном этапе, когда совершенно не понятно не только, куда прикладывать осознанность, но даже, куда идти для разгребания внутренних завалов.

Человек, занимается годами по методикам Мастера, но умудряется оставлять внутри в законсервированном виде “детские отягощения” и проявляется как ребенок налево и направо, пребывая при этом в отнюдь не детском возрасте. Если бы не видел подобных проявлений регулярно, возможно, данный текст и не имел бы смысла. И я не написал бы его. Однако…

Что касается общего подхода в тексте - Инь/Ян и все такое. Это очевидное упрощение - я сразу предупредил. Систему взаимоотношений родителей и детей нельзя описать всеобъемлюще в одном тексте. В каких-то случаях и нескольких томов не хватит…

Но с чего начать? Браться следует за самое “выпирающее”, то, что заставляет ЭМОЦИОНАЛЬНО реагировать. Если есть такая реакция, значит с большой вероятностью можно говорить, что направление в целом верное.Самая тяжелая реакция в подобных ситуациях - нейтральная.

Касательно людей ума и чувств…
Я бы не стал однозначно утверждать, чего больше в подобном проявлении человека - сущностного или приобретенного при воспитании (даже зайца, говорят, можно научить спички зажигать при правильном педагогическом подходе…). Наверное, имеется и то и другое. И зайти можно с этого ракурса. Тем более, что он традиционен для суфизма. Но у меня, общая картина через людей чувтсв / ума никак не вырисовывалась, хотя и пытался долго ее увидеть. А тут, поговорил накануне с одним обучаемым… Раз!!! И все сложилось. Само… Возможно. )))

Хочется добавить…
В хорошем смысле!

Каждый из нас когда-то уходит из дома.
Часто этот уход происходит в режиме “с глаз долой - из сердца вон”.
Между тем, мощный шлейф влияний тех внутренних закладок, что были внедрены в нас при воспитании, сохраняется на оставшуюся жизнь. Он работает, но мы его не видим. Мы не очень хотим поднимать все ЭТО. Неприятно вспоминать свою детскую слабость и обреченность в выполнении внешних указаний, смысл которых для тебя совершенно не понятен. Мы не хотим туда смотреть!

Главный смысл и цель этого поста - обратить ТУДА внимание!
Понять, что текущая жизнь и абсолютно большая часть твоих текущих реакций обусловлена прошлым, которое тесным образом связано с 2 главными людьми в твоей жизни, с которым тебе, взрослому, не очень комфортно общаться. Ведь они легко возвращают тебя в воспоминания твоего детства и твоей детской беспомощности.

Почему? Потому что она никуда не делась. Она просто спрятана глубоко внутри. Убрать детскую беспомощность просто. С ней нужно работать. И главный способ - открытое взаимодействие с родителями без попыток их исправить или перевоспитать.

Просто общение и открытость. Оно позволит направить энергию внимания туда, куда ты не позволял ей заходить годы. Эта энергия растворит ту кривую внутреннюю модель, которая так мешает дышать полной грудью и жить. Ведь ты уже давно не ребенок! Ты способен на много большее, чем в детстве!

Спасибо, Виталий, за ответ. Мой коммент с вопросами вызван именно этим стандартным разрывом между теорией и практикой, когда от вроде бы понятной схемы приходишь к сплошному лабиринту (именно так я и воспринимаю пока работу со своим телом ума и его связей с другими телами). Спасибо убранному комментарию, возможно в указанных в нем различиях между людьми чувств и ума кроется частично причина моего восприятия таким образом изложенного материала).

После рождения у нас нет ни ума (сознательного), ни чувств (как комбинации мыслей сознательного ума и эмоций). Есть только бессознательный ум и его автоматизмы, заложенные от рождения, и “голые” эмоции.

Откуда берется все то, что позже станет нашей наградой и наказанием одновременно - наш Ум? И чье влияние превалирует в процессе формирования сознательного ума и насыщения ума бессознательного массой вытесненных содержаний - идей, установок, автоматизмов, субличностей и прочего? Насколько это влияние определяет в кого мы превратимся в людей чувств или людей ума?

Влияет точно. Насколько? Ответить и посчитать невозможно. Слишком много факторов в этой системе. Но можно ощутить!!! И сделать правильные выводы…

А есть ли родовые установки и автоматизации? Психотравмы, идеи и программы которые передаются из поколения в поколение и превращаются в такие энергетические блоки, что обычной работой над собой невозможно найти корни и убрать эти блоки?

Так от родителей кубометр всеразличных установок, идей и программ задаётся. Тех самых, которые им в своё время их родители втемяшили, и так по цепочке.
Чем не родовые установки?

До 7-го колена…
Вот и думай, откуда это выражение взялось.

Конечно!!! )))

Почему Гурджиев и говорил про людей-машин…
Но мы-то знаем, как с этим работать. Проверено.

Осознанность.
И правильные технологии работы с Умом.

Необходимо добавить несколько соображений к написанному…

  1. Относительно оптимистичные сценарии в парах Женщина-мужчина и Мужчина-женщина. Названы они “относительно” и “почти” оптимистичными, по той причине, что не смотря на то, что воспитуемый смог противостоять воспитателю и сохранить не подавленными свои сущностные проявления, это не мешает ему, однако, проявляться в окружающем мире достаточно разрушительным образом.
    Мужчина склонный к постоянному проявлению гнева, а тем, более к гневным припадкам, способен на многое. Есть известная в прошлом шутка - “Далеко пойдет, если милиция не остановит!”. Ее вполне можно отнести к данному случаю. Учитывая, что в течение дня проявлять свой гнев неуместно и невыгодно, его носитель часто приходит к естественной склонности к семейному мордобою. Достается всем. “Хорошо” в кавычках, если мордобой носит хотя бы моральный характер, а не физический Но будет ли сохранена эта граница навсегда?
    Женщина манипулятор, более приспособлена к социуму и поэтому ее проявления не так ярки, как у гневного мужчины. Однако, ее влияния на окружающих могут иметь множественные негативные последствия. Не говоря уже о ситуации, когда она составляет пару с гневным мужчиной! Склонный впадать в гнев мужчина, ставший орудием в руках такой женщины, может натворить много бед, в том числе и относительно нее самой. Впрочем… Возможно, это неплохое лекарство от надежды женщины на совершенство своих манипулятивных возможностей.

  2. Естественная и понятная картина в однополых парах Воспитатель-воспитуемый вовсе не означает, что все будет относительно хорошо. Женоподобный или гневный папа “стремится” сделать таким же своего сына. А женщина-мужик или женщина-манипулятор старательно делятся своим жизненным опытом, часто не замечая этого, со своей дочерью, готовя ее к взрослой жизни.

  3. Еще раз о схемах…

Понятно, что в любой из них содержатся упрощения реальности.
Но!
Упрощение является платой за системный взгляд.
Схема позволяет отобразить любую ситуацию комплексно, в целом. И это реальная альтернатива стандартному подходу, при котором у нас внутри начинает крутится вихрь многочисленных огрзызков мыслей и отголосков чувств, как только наше внимание обращается на эту ситуацию.
Схема дает точку опоры. Часто для принципиально иного взгляда на привычную реальность, которая (казалось бы ! ) давно изучена и не может дать ничего заслуживающего внимания.

Казалось бы… )))
И здесь у нас появляется ВЫБОР - попробовать использовать предложенную схему (например, при допущении 50/50, что она будет работать) или постараться найти-таки в ней явные (см.выше)) или чаще мнимые несостыковки, чтобы отказаться от НОВОГО, но потенциально ТРАВМИРУЮЩЕГО опыта.

И отказаться при этом от возможностей, которые может принести новый опыт … (((

2 лайка

Теория красивая, позволяющая надеяться, что в мире нашем не все так сложно и запутанно, как кажется смятенному уму. Все схемы работают очень приблизительно, процентов на 30-40, а что делать с остальными деталями, входящими в 60-70процентов содержания явления? Это просто любовь к составлению схем, к выстраиванию моделей, от страха заблудиться в лесу довольно противоречивых фактов, а полезность этих схем обосновывается постфактум. В своё время я изучала астрологию, там именно так и «работает» - люди составляют общий приблизительный шаблон, а потом подгоняют его под человека, исходя из жизненного опыта и интуиции. Все это внешние знания, которые не помогают (или помогают очень слабо) в самоисследовании. Никакой шаблон не поможет человеку осознать проблему, это опора для ума, для «понимания» и скорее всего, рационализации.
Чтобы разобраться в своих отношениях с родителями, с моделями, усвоенными в этом общении, в детстве, нужно входить в воспоминания, созерцать, смотреть именно на свои реакции (а не абстрактно сформулированные), и только по этой цепочке можно дойти до структур в уме, которые все это держат довольно крепко. Ум не может поменять сам себя, даже очень сильный и развитый.

4 лайка

Это не теория, Надежда. )))
Это практика и наблюдения нескольких лет.

Про схемы здесь уже писал несколько раз.
Сейчас лишь добавлю, что как раз-таки они и нужны как инструмент распутывания той искусственной запутанности, о которой Вы пишите.
Если у кого-то имеется практика распутывания, то, очевидно, она может позволить описать некоторые алгоритмы полезных действий. Пусть даже это 30-40% и даже 10 % (а она конечно выше). Но это правильней, чем сидеть и ужасаться сложности мира! )))

А вот это вообще забавно…
Что ж? Пойду искать это в себе! )))

Что касается созерцания и реакций.
Лучше все же это делать не заочно, а очно - в практике прямого взаимодействия. Не только с родителями. А в целом. Больше практики, меньше теории!
Ведь ум он такой - может и качественное созерцание изобразить на своем экране.

А где критерий, что практика работает?
Опыт!
И то, какие реакции мы демонстрируем в этом опыте.
Если нейтральность, настолько очевидная в созерцании, заливается в любом практическом действии все теми же негативными эмоциями, то какова цена такой виртуальной нейтральности. И какой смысл в созерцании, не подкрепленном взаимодействием с РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ?

И может быть тем, кто боится реальной жизни, и нужен относительно простой инструмент, который поможет преодолеть привычку бегать от нее? Не все так просто, как кажется на первый и даже на второй взгляд…

О. Виталий, большое спасибо за интересную статью. Из практического применения я понял, что воспитание дочери надо отдавать в руки жены )
А теория то работает…Пока во всех случаях, которые на ум приходят. Я то думал, что во мне энергия воды с рождения превалирует, а тут вон оно как =).
Кстати стоит ли брать влияние старших братьев/сестёр?
И можно ли усложнить условные энергии воды и огня их “янскими” и “иньскими” проявлениями в отдельности?

Не совсем правильно.
Дочери когда-то придется строить личные отношения, семью. Кто для нее будет являться образцом (положительным или негативным) для выбора своего мужчины. Догадайтесь! ))) Поэтому жена занимается своей частью воспитания, Вы - своей. Дочери необходимо участие и матери и отца. Но главное, что ей нужно - Ваша любовь. Как женское молоко требуется для формирования физического тела, являясь временным заменителем грубой пищи. Так и любовь родителей, являясь заменителем грубых энергий, которые ребенок не может усвоить, помогает развиваться эфирному телу. А дальше вообще все серьезно - тело ума. Как же тут обойтись без участия отца? )))

Когда писал больше имел ввиду не нынешних детей а тех, что уже выросли (или почти выросли) - учеников Школы. Посмотрите, как ЭТО происходило в Вашем детстве! Вы найдете массу полезного (в виде правильных выводов из негативного опыта) для применения в настоящем.

Можно, конечно. У каждого человека своя специфика. ГЛАВНОЕ - просто начать эту работу с собой и близкими. Опыт некоторых коллег по Школе говорит о том, что Вы в процессе этой работы найдете МАССУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КЛЮЧЕЙ, которые невозможно обрести просто сидя на диване.

А вот это точно не стоит делать - усложнять !!! )))))
Больше практики, меньше теоретических построений.
Моя “ТЕОРИЯ” нужна лишь для того, что бы явиться побудителем к ПРАКТИКЕ.
Согласитесь, ведь она показывает, что обозначенное поле для внутренней и внешней работы не является таким сложным и пугающим, как мы привыкли представлять себе.

Любовь, внимание, забота это да…) Я имел в виду немного другое. Я Вас понял.

Это первое что я сделал. )

Мне бы сейчас с имеющимися подразгрестись. Я от переживаний и откровений уже связь с реальностью теряю, порой хочется сказать “горшочек не вари” ) Вот сейчас сижу пишу, а 7й центр воронкой довольно сильно закрутило)

да, да, понимаю, не стоит. Просто до школы очень увлекался взаимодействиями энергий по фен-шую (ба-цзы) и до сих пор не могу полностью отпустить ту систему, что-то там есть.

Общаться с родителями (у кого живы), да и с людьми бывает полезно, не спорю. Чтобы смотреть на реакции, осознавать их причины. Но что касается отработки опыта с родителями, то нынешнее общение с родителями не обязательно позволяет отработать то, что мы чувствовали по отношению к ним в детстве. Мы изменились с тех пор, да и они - тоже, у человека уже другие отношения могут быть с родителями во взрослом возрасте. Реакции из детской субличности могут, конечно, активно проявляться в нынешнем общении, но с другими людьми, на которых мы по каким-то причинам проецируем образ родителя. Поэтому если речь идёт об отработке своих детских отношений с родителями все равно придётся заходить на работу с воспоминаниями, развивать навык созерцания, искать те «родительские качества», на которые мы реагируем в людях сейчас итп. В общем, не все так однозначно в этой работе. Прямое взаимодействие нужно, но оно не решает всех вопросов.

4 лайка

Да!
Но!

Понимаю Вас…
)))

Совершенно согласен!
)))