Порой встречаю информацию, которая кажется мне небезынтересной с точки зрения попыток конструктивно научно осмыслить то, что пока наука осмыслить не могла. Оставляю здесь самое интересное (субъективно)) из встречавшегося мне.
1. Из поста в блоге А.И. Левенчука — Метанойя для контринтуитивных практик - 2: ailev — LiveJournal :
"Обучение просветлению
Например, Олег Бахтияров сказал: «давайте мы возьмем восточные практики и разделим их на две части – не связанные с религией «психотехники», и связанные с религией. Давайте откинем всё, связанное богами разного типа – ведическими богами, буддийскими богами, всеми другими богами. Разберемся с психотехниками в их чистом виде, не замутнённом религией. Что адепты восточных практик такое делают у себя внутри головы, что просветляются?». Вы знаете все эти анекдоты, что надо ударить палкой по голове вовремя, чтобы у вас появилось «пустое сознание», чтобы вы «пробудились».
Такая постановка вопроса имеет непосредственное отношение к системной инженерии – примерно так же можно ставить вопрос и о том, «что такое делает внутри своей головы системный инженер, что у него в голове помещается огромная система как целое?». Кстати, и сам Бахтияров начинал эти исследования с близкой предметной области, с космонавтики. Он вместе с Ждановым занялись проблемой здоровья космонавтов, которые в самом начале пилотируемых полётов не могли находиться в невесомости более нескольких часов – вся сердечно-сосудистая система у этих космонавтов приходила в сильное замешательство через несколько часов на орбите, и ни о каких длительных полётах не могло быть и речи: подскакивало давление, учащалось сердцебиение и т.д.
А сейчас космонавты болтаются на орбите по полгода, по году, и ничего фатально страшного с медицинской точки зрения не происходит. Бахтияров и Жданов взяли йогу – самую обычную индийскую практику йоги, отрезали от неё всё религиозное, и приспособили для поддержания в норме сердечно-сосудистой системы в невесомости. Усовершенствованные древние техники управления организмом оказались способными держать космонавтов на орбите сколько хочешь, нормализовать кровоток, унять сердцебиение, привести космонавтам нервы в порядок.
После перестройки Бахтияров и Жданов продолжили исследования – Бахтияров занялся психопрактиками, а Жданов продолжил исследовать влияние йоги на физиологию. Бахтияров заинтересовался конечной целью йоги, а также большинства других восточных практик – просветлением, которое он рассматривал с его психопрактической (как режим работы мозга), а не религиозной стороны. Что такое просветление, никто точно не знает – это типичное «искусство».
Исследования самых последних лет показали, что это особое состояние сознания, в котором человек является как-бы бодрствующим и осознающим себя круглые сутки. Сначала он осознаёт себя полное время бодрствования (это трудно: пару минут вы можете легко осознавать, что делаете, и что думаете, а потом ваше нетренированное внимание улетит от этого самоконтроля и займётся чем-нибудь другим). Потом осознанность распространится на время быстрого сна, потом удастся удержать осознанность и во время медленного сна. Всё, удерживающий такую осознанность круглые сутки человек технически (полностью отвлечёмся от религиозной стороны вопроса!) и есть «пробудившийся», или «просветлённый». Такой человек может поддержать осмысленный разговор, когда энцефалограф показывает, что его мозг в состоянии глубокого сна. У такого человека мысли разбиваются на две части: одна часть называется «свидетель» (witness), или «воля» (в зависимости от психопрактической традиции), другая часть – это его ум, живой, подвижный, с обилием самых разных мыслеобразов. Свидетель/воля дисциплинирует этот ум, наблюдает и контролирует мысли – у просветленных это происходит круглосуточно.
<…>
Я также задаю все время вопрос о пользе этих просветленческих психопрактик для интеллектуальной деятельности, а не связанной с физическими упражнениями – эти практики используются чемпионами мира по нырянию, космонавтами, солдатами в горячих точках и прочих людей, которым нужно преодолеть перегрузки и выдать при этом высокую точность движений. <…> Было бы гораздо интересней выяснить, позволяет ли состояние сознания при просветлении брать интеграл вдвое быстрей, или сделать что-то нетривиальное в сфере каких-то иных формализов. Пока выясняется, что научиться чему-то интеллектуальному проще без просветления, чем с просветлением. Так что я вам сейчас рассказываю про скоростное обучение просветлению не как рекламу, чем вам нужно бы заняться, а как пример скоростного обучения тому, что тысячи лет никто не понимал, как оно там в голове устроено, и чему и как именно нужно учить. В среднем у западных людей (по оценкам Кена Уилбера) прохождение просветленческой психопрактики занимает 6 лет, а менее образованные и подготовленные люди Востока (не забываем, что просветлённые происходили главным образом из крестьян, уходящих в монастыри) одолевали переход в этот режим за 6-12 лет, а то и больше.
Древние техники просветления иногда срабатывают, иногда нет, иногда они безопасны, иногда нет. Что делает Бахтияров? Он придумывает технологию обучения мозга работать в режиме просветления – гарантированно за три года, а для особо способных – за два года. И утверждает, что сейчас (после более глубокого понимания и проведённых новых экспериментов) планирует существенно сократить и это время.
Буддисты пригласили его преподавать просветление в Элисте, где находится крупнейший буддистский храм Европы. Буддисты честно признали, что с религиозной частью они справятся сами, но вот собственно просветление светская технология Бахтиярова даёт надёжнее и быстрее, чем их многотысячелетний опыт. И у них в Элисте получается при этом конкурентное преимущество: традиционных буддистских просветлённых они могут готовить в разы быстрее, чем в любых других религиозных центрах.
Что говорит сам Бахтияров? Он говорит, что ничего совсем особенного не делал – просто моделировал состояния сознания, проводил эксперименты вполне в стиле западной науки, никаких даже особых приборов не использовал. В принципе, создание этой образовательной технологии для скоростного просветления было возможно ещё во времена Будды, но ореол загадочности и непонятности плюс смесь с религиозными знаниями и суевериями надёжно защищали просветление от более простых способов освоения.
Обучение тайцзицюань
Тайцзицюань даёт ещё один пример создания учебной технологии в области, в которой много тысяч лет ничего не могли придумать из скоростных образовательных практик. Борис Майер, ныне проректор новосибирского политеха, отмоделировал тайцзицюань. Он сам доктор физических наук, работал и в институте философии, и он в ходе своих занятий тайцзицюань начал делать самые разные модели того, что происходит с системой человеческого тела: компьютерные физические шарнирные модели, текстовые модели, описывающие ощущения, медицинские модели рефлексов. Вместе с Анатолием Ткачёвым они смотрели множество видео с выступлениями гениев тайцзицюаня, и пытались понять, что же там происходит – но не в традиционно предлагаемых китайских витиеватых метафорах, сопровождающих обучение уже тысячи лет, а во вполне рациональных понятиях. Они выяснили, что там никаких особых чудес нет, всё отлично объясняется физикой и физиологией. Борис Майер затем взял группу деток и по своей технологии за девять месяцев подготовил их так, что они в соревнованиях по тайцзи били группу занимающихся пять-шесть лет –- ускорение за счёт использования контринтуитивной образовательной технологии где-то в семь раз по сравнению с традиционными практиками выращивания людей из тайцзи.
Борису Майеру ставили в упрёк, что он нарушил тысячелетнюю традицию тайцзицюаня, «цепь времён». Но он демонстрирует свои собственные достижения – победы на китайских и корейских соревнованиях, одобрение своего китайского учителя, профессора тайцзицюаня, который тренировал ещё личную гвардию Мао Цзе Дуна. Он просто демонстрирует на всех соревнованиях наличие у своих учеников всех тех умений, которые были предусмотрены многотысячелетней традицией – но предлагает всем желающим научиться этим умениям за многократно более короткое время, чем это было возможно ранее. Упражнения у него другие, слова при этом он говорит другие – на русском, а не китайском языке, а результат при этом получается тот же. Он заменяет метафоры точными формулировками, выраженными тщательно подобранными словами, он точно знает, какие именно рефлексы он тренирует (оказалось, что тайцзицюань задействует довольно древние по эволюционным меркам механизмы работы мозга), и получает за счёт этого резкое ускорение передачи знания – прежде всего за счёт того, что это знание было эксплицировано, выражено явно.
<…>
Моделирование предмета с целью кого-то потом обучить должно быть сущностным: нужно находить правильные объекты предметной области, правильные мыслительные операции с этими объектами, которым нужно обучить. Нужно находить правильные задачи для тренинга этим мыслительным операциям. И тогда вы проведете обучение в десятки раз быстрее, а результаты этого обучения будут в десятки раз надёжнее."
2. Из книги: Квантовые аспекты функционирования биологических структур (моногр. под ред. Д. Эбботта, П. Дэвиса, А. Пати). Пер. с англ. Долгопрудный, 2014.
Гл. 2, стр. 37:
“Легче создать все структуры, чем сгенерировать любую заданную!”
“Вложенная генерация вычислительных структур — хорошо известная особенность нашей вселенной.”
Гл. 3, стр. 49:
“…уже достоверно установлено, что квантовое туннелирование протона может менять структуру азотистых оснований и тем самым отвечать за мутации определенного вида.”
Гл. 11, стр. 266:
“…недавние исследования показывают, что биомолекулы способны приспосабливать тепло и энергию для возбуждения функциональных квантовых состояний за время пока не завершится декогеренция [Engel et al., 2007; Ouyang and Awschalom, 2003].”
Гл. 11, стр. 277:
“По всей видимости, некоторые белки оптимизированы для того, чтобы играть роль квантовых рычагов, усиливающих квантовые процессы, которые обеспечивают причинно-следственную природу классического мира.”
Гл. 11, стр. 294:
“Организованные квантовые явления могли бы иметь массу преимуществ для живых систем. Квантовые вычисления позволяют биомолекулам, клеткам и организмам мгновенно опробовать все возможные пути передачи энергии и информации, мгновенно рассмотреть все варианты ответа на раздражитель и принять решение. Перепутывания открывают возможности мгновенных взаимодействий и корреляций.”
Гл. 11, стр. 295:
“Стюарт Хамерофф <…> Разработал вместе с сэром Роджером Пенроузом модель сознания Orch OR (организованная объективная редукция), основанную на квантовых вычислениях, выполняющихся в микротрубочках головного мозга.”