“А что делать, когда возникает гнев при взаимодействии с людьми” - если вы были осознанны в момент появления гнева, то есть выбор что с ним делать - наблюдать или выражать адекватно данной ситуации. Если вы пропустили момент - вас захватывает, допустим, импульс большой, вы вспоминаетесь, а инерция импульса большая и вы уходите в подавление, потому что наблюдать уже почти невозможно, а если выражать, то не получится оставаться наблюдателем - реакция будет чрезмерной, поэтому потом стыд и вина. Выход тут - осознаваться раньше, быть осознанным в момент выражения гнева при взаимодействии с людьми, наблюдать тело в этот момент, например. Но если ситуации затрагивают какой-то ваш травматический опыт, то в принципе автоматические реакции гнева могут захватывать очень быстро, тут нужен опыт в более простых ситуациях. Если что, извините, что влез)
В ситуациях повседневных нужно учиться выражать гнев адекватно. То есть всегда можно искренне сказать человеку, что тебе не нравится в его поведении, не дожидаясь, пока сорвёт крышу, и начнётся некая брань и ругань. Если вы не боитесь выражать гнев - а у всех, кто его подавляет, существует страх самого выражения - то и выражение сможет быть вполне адекватным, и принимать форму, которую другой сможет принять.Главный ключ к подобному выражению - искренность. Если вы говорите искренне, то и человек, как правило, вынужден отвечать вам так же.
Поначалу выплески гнева могут быть неконтролируемыми - бывает такой эффект при разблокировании механизма подавления эмоций - но и тут есть выход. если вы сорвались и накричали на кого-то, то как только вы приходите в себя - искренне извинитесь и всё. Потом это проходит, и всё потихоньку входит в нормальное русло, когда вы можете выражать свои эмоции и чувства вполне адекватно происходящему.
Спасибо, Мастер!
И Тесею спасибо, на форуме ответа нет, но по почте я получила
Помогите разобраться с обусловленностью. Я осознаю свою обусловленность. Сейчас я понял что обусловлен тем: что есть жизнь. То есть в голове есть определенное знание про то каким я, не только я, а вообще все – должны жить и действовать. В рамках чего должен вести себя человек нормальный и достойный. Как надо разговаривать. Как нужно думать. Как желать правильно. К чему стремиться. И в итоге – как строить свою жизнь. Все это, да, я воспринимаю как глупость, но убеждать и уговаривать себя в то, что это ложь и полный бред не получается. я.Я я не то что поступаю, а даже думать что это не так не могу. Опровергнуть к сомнению не могу. Ну просто не получается.
В ходе работы с эмоциями и желаниями возникает много вопросов, снова прошу о помощи, поскольку упираюсь в границы своего понимания. Если эти вопросы не в формате темы, поправьте меня, пожалуйста.
Есть сильное, можно сказать навязчивое желание иметь третьего ребенка. Среди проявленных сейчас глобальных желаний (требующих много времени и энергии) по навязчивости оно уступает желанию поиска Истины, но регулярно возвращается с прежней силой. Желание благоприобретенное за последние лет 10, когда была усвоена идея обязательной реализации через рождение детей и идея, что когда трудно это хорошо для развития (вроде как осознанно принятое страдание). В моей творческой интерпретации этот синтез породил идею, что детей должно быть минимум трое. Это желание имеет также компенсаторный характер - доказать окружающим, что я крутой человек (сознательной частью ума естественно я понимаю, что этот - как и любой - способ самоутверждения бредовый, но всё равно желание скомпенсироваться путем причисления себя к сонму многодетных матерей сохраняется). Напряжение сюжета усугубляется еще и тем, что желание осуществимо в довольно ограниченном диапазоне одного-двух лет, тк дело уже к сорока, то есть в игру вступает страх “не успеть”.
То есть с одной стороны, желание вполне реализуемо. Но с другой - сама идея реализации через детей и желание, ей порожденное, как я понимаю, является антагонистом желания Поиска. Реализуя это желание, я наверняка на год-два выпадаю из полноценного поиска, как минимум потому, что рождение детей требует огромной энергии, которая хоть и дается дополнительно, но и забирается также из всех каналов. К тому же у меня есть опыт, пусть не полного, но все-таки разочарования в этом способе самореализации, тк мои идеальные представления о правильном родительстве и правильных детях уже разрушены опытом воспитания двоих детей.
Что делать с таким желанием - постараться его отбросить, работая с идеями и комплексом неполноценности, на которых оно произросло, работать с желаниями-антагонистами, дав возможность наиболее сильному победить, или идти по пути реализации? Или есть другие варианты, которые я не вижу, и желания эти не являются взаимоисключающими? Уходить из поиска совсем не хочу, это желание сейчас сильнее. Но поскольку умонастроение и лидерство желаний, как известно, переменчиво, допускаю, что если не работать с этим желанием, то качели могут качнуться в другую сторону. Так как мысль о том, что третьего ребенка не будет, наполняет меня все-таки печалью и горечью, как будто что-то в жизни будет упущено безвозвратно.
То, что вы описываете, является классическим примером того выбора, который вроде бы очень актуален, но в то же время абсолютно ошибочен. Рождение ребёнка - это процесс, требующий времени и других условий. Работа над собой, духовная работа - может быть начата здесь и сейчас, без всякого откладывания на потом. Если Вы откладываете работу над собой, значит, она не очень-то Вам и нужна. Если же Вы идёте внутрь и познаёте себя, то никакое внешнее действие или событие не станет Вам в этом препятствием. От любого события или действия Вы станете получать новый опыт, наблюдая, как на Вас всё это отражается. Рождение ребёнка нельзя противопоставлять духовному поиску - такое противопоставление придумывает ум, которому кажется, что эти вещи несочетаемы. Истинный духовный поиск и духовная работа сочетаются практически с чем угодно. Поскольку дверь к Богу скрыта у Вас внутри, никакие внешние вещи не могут помешать Вам её открыть. Только ПРИВЯЗАННОСТЬ к внешним вещам становится препятствием в этом. Так что рожайте третьего ребёнка, снимите напряжение с ума, и осознавайте всё, что происходит… всё сочетается - и тут не о чем беспокоиться.
Спасибо, Мастер! Абсолютно неожиданный для меня ответ.
Можно мне продолжать задавать в этой теме вопросы, возникающие в ходе работы над собой? Или лучше писать на почту?
Master
В ситуациях повседневных нужно учиться выражать гнев адекватно. То есть всегда можно искренне сказать человеку, что тебе не нравится в его поведении, не дожидаясь, пока сорвёт крышу, и начнётся некая брань и ругань. Если вы не боитесь выражать гнев - а у всех, кто его подавляет, существует страх самого выражения - то и выражение сможет быть вполне адекватным, и принимать форму, которую другой сможет принять.Главный ключ к подобному выражению - искренность. Если вы говорите искренне, то и человек, как правило, вынужден отвечать вам так же.
Поначалу выплески гнева могут быть неконтролируемыми - бывает такой эффект при разблокировании механизма подавления эмоций - но и тут есть выход. если вы сорвались и накричали на кого-то, то как только вы приходите в себя - искренне извинитесь и всё. Потом это проходит, и всё потихоньку входит в нормальное русло, когда вы можете выражать свои эмоции и чувства вполне адекватно происходящему.
То есть другими словами - быть честным перед самим собой?
Задавайте в теме, чего уж там
Судя по всему, Вам хотелось бы разделаться с проблемой обусловленности поскорее, а так не бывает. Вы что-то в себе увидели, увидели свои рамки, ограниченность выбора. Это видение - уже прогресс, но оно не полное, иначе не было бы проблем с тем, что делать и как жить. Ум не может работать без программ, но проблема человека не в том, что в его уме присутствуют идеи, а в том, что он с ними отождествлён, в том, что он считает их единственно истинными и очень важными. Для того, чтобы освободиться от обусловленности, нужно иметь высокий уровень осознанности, а он не падает с неба. И поэтому начинать работу осознания с ума - не очень разумно. Всегда проще и легче идти от тела. Если Вы сможете начать осознавать своё тело, то вскоре придёте к осознанию его напряжений, через них к эмоциям - например, страху - который является проявлением запрета на какие- то действия. Запрет этот будет идти из ума, из обусловленности - и тут-то Вы всерьёз сможете приступить к работе с ней. Так, постепенно и происходит депрограммирование - и это не быстрый процесс.
Поэтому не старайтесь решить эту проблему быстро, потому что в этом Вам не преуспеть - получите отрицательный опыт, разочаруетесь в своих силах и только. Проявите терпение - и у Вас всё получится.
Master
…Всегда проще и легче идти от тела. Если Вы сможете начать осознавать своё тело, то вскоре придёте к осознанию его напряжений, через них к эмоциям - например, страху - который является проявлением запрета на какие- то действия. Запрет этот будет идти из ума, из обусловленности - и тут-то Вы всерьёз сможете приступить к работе с ней. Так, постепенно и происходит депрограммирование - и это не быстрый процесс.
…
Вопрос к Мастеру.
Практическая ситуация. Вчера была стрессовая ситуация, связанная с подавлением гнева. Как в том анекдоте “не шмогла”.
То есть гнев не был выражен, так как за ним стояло подавление. От гнева было сковано тело. Да, было осознание позже по времени, что за гневом стоит фактически страх, и было понятно что это цепочка страхов идущая от страха смерти. Но как не смотрел на страх, он никак не проявился, не вышел наружу. Со стороны не получается смотреть, весь ушел в эмоцию
Вопрос - почему?
И как добиться нужного результата?
Только неоднократным повторением в возникающих ситуациях?
Ответ: потому что навык разотождествления с эмоциями пока отсутствует. Чтобы выразить гнев, нужно преодолеть запрет на выражение - то есть страх. Если не будете целенаправленно работать с практиками выражения - чтобы преодолеть реакцию подавления, а потом со страхом проявления гнева, то это сковывание и невозможность выразить гнев так и будет продолжаться.
А чтобы укрепить осознанность - нужно выполнять сидячие практики осознания тела - поначалу без них никак.
То есть можно описываемую Вами как гудение?
Гудение способствует тому, чтобы тело осознавалось легче, но не является практикой осознания тела
сидение в присутствии,
зикр(скрытый),
тропинки?
Про работу со страхом
Боюсь я очень много, страх сопровождает почти любое действие. Где-то с месяц пробую работать со страхом по практикам, описанным в Книге об очевидном и неочевидном. Совсем не могу войти в переживание страха в медитации, вне реальной ситуации. Даже если после ситуации огромного испуга прошло всего полчаса, пока я успела дойти до дома и сесть наблюдать. Пробовала и представлять реальные пугающие ситуации, и воображать самые страшные для себя сценарии - блокируется эмоция и все тут.
Есть ли какие-то способы разблокировать подавленный страх, чтобы входить в переживание страха в медитации?
Пока задачу наблюдения страха я решила так - стала специально искать и входить в ситуации, связанные с грубыми проявлениями сильного страха (фобия пауков, страх перед осуждением), в качестве упражнения. В результате я перестала бояться самого страха, что конечно глобальный прорыв для меня. Само переживание страха в повторяющейся ситуации пока не спадает, а иногда и усиливается. Насколько вообще адекватно самой создавать эти пугающие меня ситуации (я хожу, например, стоять под окна к одной бабке, которая орет благим матом и проклинает - и от этого меня хорошенько колотит)?
В повседневной жизни тоже наблюдаю по возможности, но если ситуация не сильно стрессовая, то страх как правило тоже подавляется полностью или частично, как только замечаю его.
То, что Вы перестали бояться появления страха - это на самом деле уже очень хорошо. То, что Вы пытаетесь активно с ним работать - тоже неплохо. В этом подходе есть одна ловушка - стремясь быть храброй, Вы можете убедить себя, что уже стали ей. То есть сильное желание избавиться от страха, может привести к тому, что Ваш ум займётся самогипнозом, и тогда Вам БУДЕТ КАЗАТЬСЯ, что Вы избавились от какого-то страха - на деле его подавив. Если Вам удастся избежать этой ловушки, то Вы будете двигаться постепенно, и это продвижение будет осуществляться по мере роста Вашего осознания себя. Так это происходит.
Спасибо, Мастер!
Пробую выполнять совсем простые желания - например покупать всякое, что хочется - никак не могу ощутить радость от этого. Если и появляются слабые проблески, то они быстро гасятся разочарованием и сожалением что это “не то”. Помогите пожалуйста разобраться, что делать с этим?
И второе. Как только появляется ощущение продвижения или понимания, поднимает голову чувство превосходства и желание доказывать окружающим свою правоту. С этим работать как с проявлением комплекса неполноценности?
Когда желания долго находятся под запретом, сразу же ощутить радость от некоего действия вряд ли удастся. Потому что если есть большая печаль от больших нереализованных желаний, то она будет перевешивать и гасить любую радость от выполнения желаний маленьких - это тоже надо понимать. По всей видимости у Вас большие нереализованные желания есть, и их наличие внутри даёт подобный эффект. Надо постараться посмотреть на свои желания непредвзято, и тогда что-то, может быть, прояснится.
Самоутверждение - есть компенсация комплекса неполноценности, поэтому да, работать, как с этим комплексом.
Спасибо, Мастер! До этого момента я сильно недооценивала степень тяжести своего уныния. Оказывается печаль настолько глубоко проникла в мою жизнь, что она постоянно присутствует как фоновая эмоция, только проявляется с разной степенью интенсивности. И вздохи, и давление в области груди, общее ослабление интереса к жизни - все присутствует. Плачу я время от времени, но облегчение если и приходит, то временное.
Какие же это нереализованные желания. Из того, что получилось увидеть. Я крайний идеалист, у меня куча светлых идей. Идеальный образ себя, которому я абсолютно не соответствую, отчего регулярно погружаюсь в самоосуждение и испытываю чувство вины. Идеальные представления о том, какие должны быть мои близкие - приносят море страданий и внешних конфликтов, так как близкие люди совершенно не соответствуют моим представлениям “как должно быть”. У меня накоплена куча идей как правильно питаться, вести себя, помогать людям итп (не прошло даром многолетнее изучение духовных и около духовных знаний). Сейчас очень болезненны идеалы воспитания детей - реализация некоторых вообще невозможна, других возможна сверхусилиями на коротких дистанциях, а реализация третьих постоянно нарушается вмешательством внешних мало контролируемых участников процесса. Для достижения этих идеалов я часто использую неидеальные способы в виде претензий и насилия, так что это рушит еще больше мой идеальный образ себя и приводит к регулярным приступам сожаления и раскаяния. Как у алкоголика, который каждое утро обещает себе больше не пить. И, естественно, идеальные преставления о мире в целом - о том, что в мире не должно быть насилия и зла, что люди должны быть добрыми и хорошими, и много подобных идей, которые приносят море печали. В общем я шокирована осознанием масштаба следствий из этих благих идей - в виде своего агрессивного поведения и гнева-печали, которые как оказывается, переполняют меня.
Были еще сильные влюбленности в юности, там было сильное желание взаимности, которое не было удовлетворено. Возможно оно не умерло, но сильное давление от этого, я пока не чувствую, хотя люди эти регулярно мне снятся. С сексуальными желаниями пока неясно, с сексуальной подавленностью я сейчас работаю.
Работать с идеальным миром? Не знаю, получится ли эти идеи сразу отбросить, во многие я все еще “верю”. Но готова прилагать концентрированные усилия в этом направлении