Вопрос 1. Сейчас подумалось: что, если мой запрос — «Хочу узнать максимально много о том, как всё устроено, но при условии, чтобы это не повредило никому невинному», — не позволит мне узнать вообще хоть что-то существенное?
Вопрос 2. В ходе размышления над альтернативным запросом вспомнилась эта история. Цель стать кем-то сродни её главному герою (даже без сопровождающей его славы) тоже воодушевляет меня; но, может, это говорит моё эго?
История о том, как Юнус стал дервишем, начинается с того, как жители его деревни отправили его в город Хаджи Бекташ Вели. Этот город был создан последователями великого суфийского шейха той поры по имени Хаджи Бекташ Вели и назван в его честь. Он существует в Турции и по сей день.
В то время в округе царил голод, но было известно, что у дервишей Хаджи Бекташ Вели всегда довольно еды. Деревенские жители послали Юнуса к этому шейху, чтобы он попросил у него хлеба.
Сам же Хаджи Бекташ Вели заранее отдал стражникам городских ворот такое распоряжение: если появится юноша, которого зовут Юнус, они должны предложить ему на выбор хлеб или бараку. Юнус приехал на телеге, запряженной быками. Когда ему предложили то, что велел предложить шейх, он решил взять хлеб, потому что именно за ним его и послали. Он вообще не знал, что такое барака. Однако на обратном пути его стали мучить сомнения.
«Они сразу дали мне хлеба, даже упрашивать не пришлось. Может быть, я что-то упустил. Возможно, надо было выбрать бараку. Это наверняка что-то более ценное, чем хлеб…» В конце концов, Юнус решил вернуться. Но люди у ворот сказали ему, чтобы он сначала отвез хлеб своим землякам, а потом, если хочет, вернулся за баракой. Но он должен оставить дома все свои вещи и, уж конечно, телегу!
«Ага, подумал Юнус на обратном пути в деревню, если для бараки не нужна телега, значит, это что-то не очень большое. Но при этом она все равно может быть очень ценной. Наверное, это что-нибудь маленькое и сравнительно легкое, как драгоценные камни».
Когда он вернулся опять, на сей раз уже без телеги, его проводили прямо к Хаджи Бекташ Вели, который сердечно обнял его, как родного.
«Однако, сказал он с ноткой сожаления в голосе, боюсь, что мне нечего тебе дать. Когда ты отказался от моей бараки, я взял твою долю и отдал ее Таптуку Эмре. Теперь я могу посоветовать тебе только одно: попробуй разыскать Таптука Эмре, вдруг он не откажется поделиться с тобой своей баракой. Но это зависит только от него».
Юнус отправился искать Таптука Эмре. Спустя некоторое время он нашел его в текке у реки. И Юнус целиком посвятил себя служению Таптуку Эмре, даже взяв себе его второе имя, Эмре.
Когда Юнус прослужил своему шейху семь лет, Таптук призвал его к себе и сказал, что ему пора идти в мир и учить других. Юнус расстроился. У него не было желания идти в мир, и он не знал, чему мог бы научить других. Ему казалось, что он вообще ничего не знает. Он только и умел что говорить «эйваллах», то есть «да будет так все от Бога». И вот, сказав: «Эйваллах!», он подчинился приказу своего шейха и отправился навстречу судьбе.
Так начались скитания Юнуса. Приходя в очередную деревню, он рассказывал ее жителям о своем шейхе и о том, что помнил из его речей. Люди толпами собирались послушать Юнуса, а потом угощали его и давали ему приют на ночь. В один прекрасный день, шагая по сельской дороге, он увидел двух странников, которые шли ему навстречу. По их одежде можно было догадаться, что это дервиши, но ученики другого шейха. Они тепло приветствовали его и сказали: «Слушай, брат! Мы бродим по свету, как два молотка без рукояток. Похоже, что и ты молоток без рукоятки, так почему бы нам не объединиться и не отправиться путешествовать вместе?»
Юнус очень обрадовался. Раньше он чувствовал себя одиноким, а теперь его пригласили к себе в компанию такие же дервиши! Они все еще брели по дороге в открытом поле, когда наступил вечер. Тогда его новые друзья сказали: «Вот отличное местечко. Устроим здесь привал!» Но Юнус подумал про себя: «До чего же глупые эти дервиши! Что нам здесь делать? Здесь нет ни еды, ни воды, ни укрытия, а поблизости не видно ни деревни, ни хотя бы какого-нибудь отдельного домика». Тут один из дервишей отвернулся и стал молиться. И вдруг перед ними появилась прекрасная еда вкусный суп и каравай свежего хлеба. Они вознесли благодарность небесам, поели и легли спать на обочине.
На следующее утро они двинулись дальше. Никто и словом не обмолвился о том, что случилось вчера. Когда наступили сумерки, им снова пришлось остановиться на ночлег вдали от всякого жилья. На этот раз тот дервиш, который молился накануне, повернулся к своему товарищу и сказал: «Теперь твоя очередь, брат». Второй дервиш прочел молитву, и перед ними опять появилась такая же еда. Тут Юнус забеспокоился. Что будет завтра? Но они не обсуждали подобные темы. Они вообще говорили очень мало и до сих пор даже не представились друг другу по имени.
На следующий вечер, как нетрудно догадаться, они вновь очутились в такой же ситуации. Вокруг не было видно никаких признаков жилья, когда оба дервиша повернулись к Юнусу и сказали: «Теперь твоя очередь, брат! Молись, потому что нам пора ужинать».
Что было делать бедному Юнусу? Он отошел в сторонку и сказал Богу: «Послушай, Господи! Ты знаешь, и я знаю, что я ничто. Да, я не умею молитвой добывать еду. Но я ведь пришел сюда не из пустоты. Меня отправил путешествовать мой шейх человек, которого Ты возлюбил. Так что, пожалуйста, не дай имени Таптука Эмре опозориться перед этими добрыми братьями, которые вымолили у тебя щедрую трапезу, и пошли нам достойный ужин».
И тут перед ними явилась снедь да какая! Это была не пища бродяг, а трапеза, достойная самого царя. Изумленные дервиши попросили Юнуса: «Скажи нам, брат, чьим именем ты молился?» Но Юнус ответил, что не скажет, пока они первые не откроют имя, которое называли в своих молитвах.
«Что ж, это не секрет. Знаешь ты шейха, которого зовут Таптук Эмре?»
«Да, знаю».
«Так вот, мы слышали, что у него есть ученик Юнус, достигший высокой степени совершенства. Мы всегда молимся его именем и никогда ни в чем не нуждаемся!»
(Источник: http://apsnyteka.org/file/Yagan_M_Drevnee_uchenie_kyabza_2015.pdf )