Думаю, редко кто приходит в Школу без тяжкого груза обусловленностей, накопленных за многие годы и десятилетия прежнего духовного поиска. Я не исключение. Многие типичные обусловленности уже рассмотрены Мастером в его книгах и лекциях, но есть и такие, которые остались «за бортом». Одной из них я и хочу сейчас коснуться. Речь пойдёт о Селекции привлекательных состояний Бодхи (первая его книга носила название Путь к ясному сознанию).
Итак, есть опыт Мастера и его Школы, говорящий о настоятельной необходимости выражения негативных эмоций (НЭ), и есть более чем двадцатилетний опыт Бодхи и его учеников, резко отрицательно относящихся к НЭ, считающих их страшным ядом, убивающим всё живое. Вместо выражения НЭ, Бодхи предлагает их устранение – не подавление (что очень важно!), а мгновенное «впрыгивание» в т.н. озарённые восприятия – нежность, восхищение, симпатия, благодарность и пр. Суть в том, что НЭ и озарённые восприятия несовместимы. Вслед за устранением НЭ он предлагает проводить разбор и рассеяние концепций – убеждений, спровоцировавших НЭ. Его опыт говорит о том, что непрерывная практика такого рода (в первой книге он называл её ППП - Практикой Прямого Пути) в течении 2-3 лет приводит к почти непрерывному потоку озарённых восприятий высокой интенсивности (в первой книге он называл их переживаниями, насчитывал пять классов, а это состояние называл просветлением).
Лично у меня был такой опыт переживаний в течение почти года, но он никак не был связан с практикой устранения НЭ. Наоборот, это состояние, когда хотелось обнять и расцеловать каждого встречного*), пришло после семи лет тяжелейшего психологического кризиса - просто «маятник» качнулся на год в другую сторону. Тем не менее, опыт такой был и никаких оснований не доверять Бодхи в том, что ППП приводит к такого рода просветлению, у меня нет.
*) даже дантиста, обтачивающего зубы так, что изо рта шёл дым - долгое время даже очередь на приём к врачу служила т.н. озарённым фактором, являющимся «спусковым крючком» для потока переживаний.
Почему я заговорил о Бодхи и ППП? Дело в том, что сейчас я оказался в ситуации, когда выражение НЭ мне не по силам – полгода очередного психологического кризиса, вызванного крушением надежд связанных с адвайтой, привели к хронической бессоннице, выматывающей тревоге по утрам, отчаянью. Я пробовал наблюдать тревогу и выражать отчаянье, но сил хватило ненадолго – бессонница сильно изматывала - и вынужден был обратиться к невропатологу. Неделю назад начал курс лечения, но войду в форму видимо не скоро. Сейчас моя практика сводится к наблюдению тревоги по утрам (деваться всё равно некуда), попыткам непрерывного осознания себя, наблюдения за дыханием и впрыгивания в озарённые восприятия, точнее, их непрерывное культивирование, вхождение в молитвенное состояние благодарности, жажды Высшего. Вопросы:
- чем это плохо, чем чревато?
- что вы можете предложить в данной ситуации взамен или в дополнение?
- когда следует приступить к практикам наблюдения за НЭ и их выражения?
- как Школа может объяснить опыт Бодхи (кроме устранения НЭ, там есть много другого, что никак не вписывается в опыт Школы)?