Эта тема создана для обсуждения аудиозаписи
https://mystic-school.ru/audio-video-lektsii/teoditseya
Интересно, есть ли в традиции примерная периодизация по возрастам достижения скажем вдохновенного и успокоенного нафса? Все остальные стадии нафса тоже необходимо изучать, но уделить особое внимание этим двум.
Такой периодизации не может быть, потому что достижение определенной стадии Пути в основном зависит от количества приложенных сил самим искателем и возраст здесь не причем.
Необходимо кому и зачем?
Осмелюсь предположить, что это необходимо людям, которые думают, что возраст “что-то решает” на Пути.
Есть одна вещь, связанная с возрастом. Дело в то, что у детей, подростков и молодых людей давление желаний сильнее, сильнее давит Нисходящий поток. Об этом Мастер и говорит в этой лекции, что у детей по сути и выбора нет… Тогда можно предположить, что чем человек старше, тем ему легче двигаться по Пути в каком то смысле, потому что желания не так сильно давят на него.
С практической точки зрения, действительно важно понимать какие препятствия, факторы “сопротивления” характерны для того возрастного “отрезка”, с которого человек начинает двигаться по Пути. В этом смысле у людей более зрелого возраста, скажем, после 45-50, если они реализовались во внешнем мире, в профессии, в семье, на первый взгляд должны бы быть уже “закрыты” основные желания. И казалось бы, с этой стороны препятствий можно не ждать. Однако, не все так просто. Во-первых, важно как сам человек ощущает свою внешнюю реализованность, если он ей не насыщен, то какой бы он ни был успешный, нереализованное желание все равно будет давить. То есть если женщина мечтала иметь троих детей, а родила только одного - у нее будет печаль по этому поводу. А если этот ребенок подрос и отказался становиться тем, кем мама для него задумала, а начал заниматься чем его душе угодно, то как бы талантливо чадо ни выступало в этом виде деятельности - мама будет в расстройстве. То есть налицо - нереализованное желание и сопутствующая ему печаль, зачастую хорошо подавленная. Во-вторых, есть опасность последовать за стереотипом восприятия некоторых сфер жизни, которые считаются “как бы” не актуальными для людей старшего возраста - в первую очередь, это сексуальная сфера. Некоторые могут рассуждать так - мне уже это не интересно либо я уже все свои желания реализовал. И начинается отрицание своих желаний - не желание их осознавать.
Часть людей старшего возраста отличается слишком большой привязанностью к своим убеждениям, некоторой законстенелостью, в силу чего им тяжело воспринимать что-то новое и работать со своими идеями и стереотипами восприятия. Однако, если человек осознает свои ограничения, то с этими привязанностями можно работать.
В тоже время, у людей старшего возраста, как правило, есть преимущество личностной зрелости - то есть более целеустремленного подхода к работе над собой, более ответственного отношения к практикам и большего терпения в приложении усилий.
Однако, сил с каждым годом становится все меньше, меньше и меньше…
При этом, гордые усилия по самостоятельному изменению себя любимого, как правило, только усугубляет положение. А время уходит…
Так что возраст только усугубляет те проблемы, что были наработаны в юности.
Но!!!
Работа над собой (особенно под грамотным присмотром - Привет Мастеру!!!) может все изменить в радикально лучшую сторону. Так, что забываешь … даже про возраст.
Мне бы вот это подетальнее объясните. Какие ошибки допускаются?
Все достаточно просто.
Вступив в контакт со Школой (и здесь с высокой вероятностью можно говорить, что происходит это, как правило, не случайно !!! ), каждый из нас может выбрать одну из линий поведения:
-
Наблюдать со стороны.
Смотреть на активность других и ждать чего-то - другого положения планет на небе, большего соответствия различных проявлений Школы его субъективным представлениям и желаниям, когда его пригласят, в конце концов… И вот ты сидишь на берегу, терпеливо наблюдая, как мимо проходит день за днем, ничего не меняя ни внутри тебя, ни вовне. И мечтаешь, что настанет час и ты совершишь наконец подвиг, изменив вдруг все это. А время идет… И момент для подвига не наступает… И уже те, кто шли сзади тебя оказались (случайность, чё?..) далеко впереди. -
Включиться в процесс.
Для этого есть масса разнообразных возможностей. Надо лишь сделать первый шаг, написав в Школу.
Наблюдаю часто в разных проявлениях Вариант 1. Пытаюсь подтолкнуть “заблуждающихся” к спасительной для них активности. Она с большой вероятностью может стать единственным реальным способом само-исцеления. Достаточно осторожно, что бы не ранить Эго. Иногда получается. Радуюсь. Сильно!
Но чаще бессознанка берет свое и ни что не помогает.
Жаль!
Ведь разнообразные виды деятельности Школы, в которых задействован огромный (и уникальный на сегодня!!!) потенциал коллективных усилий, отстроенных Мастером, позволяет совершить то чудо, о котором многие из них беспредметно грезят…
Есть притча у Руми про возраст, о том как человек посадил на дороге колючий кустарник.
Собственные наблюдения показывают, да и литературы на тему предостаточно, что к переоценке жизненных ценностей человек приходит к условной середине жизни. Как там у Данте “земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу”. Былого вдохновения земными приобретениями, а также удовольствия от приобретений нет и хочется “пойти туда не знаю куда, и найти то не знаю что”. А дальше, если не начал наполнять пустоту внутри, кризис среднего возраста, алкоголь, наркотики, хобби или какие-то другие суррогаты Пути к Богу. Отсюда довольно эмпирическое предположение о периодизации стадий нафса, до 30 давление желаний очень сильно, поэтому отнесу стадию “вдохновенного нафса” на период жизни между 30 и 40 годами(в зависимости от личной ситуации бытия); 40-50 приход “нафса успокоенного”, а дальше как получится, если нашел человек свой Путь, Мастера, Школу есть шанс продвинуться дальше. Встречал людей достигших высокого уровня бытия(в основном до успокоенного нафса) и без Мастера и Школы. Но случается это примерно в означенный возрастной период. Конечно у таких людей “успокоение” со значительными примесями предыдущих стадий нафса, однако признаки 4 стадии присутствуют в большом количестве. Вывод, основная целевая аудитория Школы - люди в возрасте 30-50 лет, почувствовавшие “необходимость” в изменении своего бытия.
Предположение (привязка нафсов к определенному возрасту), конечно, интересное.
Но практикой собственной и десятков коллег по Школе не подтверждается.
Можно “упереться” в любой из начальных нафсов и окончить свой земной путь в командующем или осуждающем я, оставшись 70-80-летним ребенком. А можно прийти в состояние умиротворенного нафса в возрасте 25-30 лет.
Возраст накладывает влияние. И это очевидно. Но определяющим фактором является не он, а реальное стремление и потребность искателя продвигаться по Пути. Я бы сказал, что эта подмена понятий в высказанном предположении - пассивное ожидание VS сознательная активность - классика для человеческого Эго. “Наше от нас не уйдет! Как только, так мы тут же и сразу…”
Много таких людей доводится встречать. И при ближайшем рассмотрении умиротворенный нафс оказывается нарядной оберткой, которая “слетает” даже при событиях, оказывающих достаточно умеренную нагрузку на психику этих людей. Открывается, как правило, море гнева. Как же так?!! Я такой хороший, а меня не ценят за ЭТОТ ОБРАЗ. И, соответственно, пока эти люди не найдут в себе душевных сил честно себе сказать, что все эти образА от лукавого Эго и, что они являются мощнейшей завесой отделяющей их от реального духовного развития, умиротворенный нафс будет оставаться не достижимым миражом. А рулить их жизнью будет тандем нафсов: вдохновленного, упивающегося фантазиями, и осуждающего, противостоящего миру,отвергающему эти фантазии. И возраст человека в данной ситуации ничего не меняет.
К сожалению… А может быть - к счастью.
Есть притча про муху и пчелу, каждый видит то, что присуще его бытию, из общей ситуации человека. Да Вы не обижайтесь только, с моей стороны - это не гнев, а искреннее наблюдение. Я вот напротив встречаю много искренних и чистых людей, проявляющих качества праведности. Возможно я ищу праведность в людях, поэтому ее и вижу.
Ну так и Вы тоже не обижайтесь!
Мухи так часто представляют себя пчелами. Образ такой - образ пчелы. Но настоящих пчел этим образом не провести!!! Остается рассчитывать только на мух…
Однако, трансформация для того и нужна, что бы фантазирующую муху превратить в пчелу. И все, что для этого нужно - открытость, вынуждающая сбросить маски. Открытость делает возможной получение необходимой помощи. Помощи Свыше.
Значат ли эти слова, а я их понимаю именно так, что есть “некий мир настоящих пчел”, и Вы соответственно “настоящая пчела”, а вокруг “мухи” представляющие себя пчелами ? В этом высказывании как раз сквозит “осуждающий нафс”, так примите указание со стороны с открытостью и искренностью, сбросив маску “менторского тона”, в частности в общении со мной.
Я не вижу осуждающего нафса в его высказывании…
Ваша картинка с мухами и пчелами относительно пути и трансформации на мой взгляд не очень подходящая, муха от пчелы ничем не отличается (одна работает с медом, другая с гавном - такова механическая жизнь).
Картинка Vitalist мне нравится больше. Мнящим себя пчелами мухам действительно тяжелее стать пчелами, ведь они таковыми себя считают и нет движения/потенциала к трансформации. И мухи тут не помогут, даже пчелы могут не помочь (только пасечник по трудам), особенно, если им не суждено стать пчелами на пути трансформации)).
А по поводу “успокоенного нафса”, думаю вы говорите про скомпенсированных людей и в какой то ситуации их компенсация может перестать работать (например с ростом внимания), ни о каком умиротворенном нафсе и речи быть не может.
Извините за то, что вклинился в ваше беседу, захотелось написать…
Жизнь нам часто подбрасывает ситуации, которые позволяют нам почувствовать себя “витязем на распутье” (направо пойдешь - коня потеряешь, налево…).
Встретились на Пути 2 человека. Беседуют. Долго… И вот один из них начинает замечать, что-то не так в этой беседе. Кажется ему или нет, но в ней со стороны собеседника явно ощущается некий осуждающий подтекст. И появляется у путника 3 варианта объяснений (прямо, как у того витязя!):
- Все эти ощущения случайность и не стоит им придавать никакого значения.
- Это не случайность. А собеседник совсем не тот, за кого себя выдает (негодяй!!!). Под благопристойной маской скрываются те же людские пороки, которые можно видеть вокруг. И это лицедейство, безусловно, заслуживает порицания и даже наказания
- Собеседник видит оо стороны то, что крайне сложно заметить в себе самому. Он указывает на явные проблемы. А тягучая и ускользающая форма полунамеков используется им лишь для того, что бы не ранить собеседника.
Мы часто оказываемся в подобных ситуациях. И наше понимание истинной их подоплеки всегда развивается от варианта 1 к варианту 3. Пропасть душевного дискомфорта, разделяющая варианты 1-2 и 2-3, несет в себе потенциал само-трансформации. И только от нас зависит используем ли мы его по полной программе или остановимся на комфортной стоянке.
Полностью согласен с Вами по этому пункту, всех людей и ситуации должно рассматривать как важные вехи на Пути. Фана фиш-шейх начинается, с того что слова каждого встречного в свой адрес воспринимаются серьезно. Я заметил излишнюю Вашу критичность и небольшую долю категоричности в трансляции своего мнения. По существу, можно и в 18 лет достичь просветления, примеры такие имеются, Есть люди обладающие сверхвозможностями, так и не способные к простому существованию, не о том я хотел сказать. Есть определенная природная периодизация человеческой жизни, юность и молодость, время разбрасывать камни, зрелость, когда время собирать. 25-35 лет время вдохновенного нафса, все тренинги и семинары на свете создаются, для разжигания внутреннего огня вдохновения. Интересная по моему тема для обсуждения, а вы мне прописными истинами из книг Мастера отвечаете.
У Мастера имеются не только истины, сформулированные в его книгах. Есть еще что-то. Точнее, есть много того, что скрыто до поры между строк - его влияние, его свойства, резонирующие с Именами.
Хорошо, когда ученики передают буквы и слова Мастера. Еще лучше, когда они могут передать его дух.
Если мне, пребывая в Школе, удается изъясняться, обходясь без прямого цитирования Мастера - это внушает надежду!!! Надежду, что все получится. У Мастера, у Школы…, ну и у меня тоже.
Как минимум странное заявление.
Ответ сразу и Мастеру и Виталисту. Бен-Аззай(один из 4 вошедших в Пардес) говорил: Никого не презирай, не считай ничего лишним, ибо нет человека, у которого не было бы своего часа, и нет ничего, что не имело бы своего места. Пиркей Авот глава 4 мишна 3. Виталист упомянул о “принятии” как основном условии способности человека к видению “объективной реальности”. Я согласился с ним и вспомнил историю, не помню где прочитал правда. Искатель с запада встретился в Индии с необычным человеком, который каждого встречного, вошедшего с ним во взаимодействие называл “учителем”, На вопрос о столь необычном поведении человек ответил, что готовится к стадии “фана-фиш-шейх”, повышенная внимательность во взаимодействии с людьми с определенной настройкой ума на принятие “божьей воли”, через указания окружающих помогает продвижению на пути. Довольно вольна моя трактовка, с небольшими добавлениями, пытаюсь передать ощущение. Еще цитата поясняющая суть состояния праведности при общении с людьми “разного уровня понимания пути”. Глава 4 мишна 12: " Дорожи честью ученика твоего как твоей собственной, и честью ближнего твоего как уважением к наставнику, а уважением к наставнику как страхом божьим." Чтобы проникнуться состоянием бытия, данную фразу использовал для зикра, а после стал остро ощущать, когда некто берущийся учить не следует (на уровне внутреннего самоощущения) этому правилу.
Вот и Мастеру прилетело… (Простите, Мастер!!!)
…и продолжил спор!
Спор - замечательное времяпрепровождение. И замечательно в нем, в частности, то, что, если есть желание поспорить, вовсе не нужна вторая сторона.
Мы часто объясняем себе (и пытаемся объяснить окружающим) неприятную для нас логику чьих-то действий в отношении нас, используя “вшитые” в нас стереотипы и автоматизмы. Так проще и спокойней. Для усиления чувства собственной правоты мы привлекаем (я бы сказал, притягиваем за уши) различные авторитетные высказывания, нарезая их в необходимой нам конфигурации. Получается этакая аппликация смыслов.
В такие моменты всегда вспоминаю некоторые детективы, в которых послания от киношного злодея набираются буквами, вырезанными из газет.
Чтение массы духовных книг и общение на духовные темы с широкими массами не продвинут нас ни на миллиметр по Пути, если при этом мы сохраняем свои обусловленности и закрытость. Они приводят к многочисленным формам противостояния с окружающей действительностью, в т.ч. к спорам. В этом смысле наша внутренняя предрасположенность к спорам является ярчайшим маркером того, что “не все в порядке в датском королевстве”.
Что есть некая заноза внутри, которую активизируют спорные темы. Но мы продолжаем. Вместо того, что бы извлечь занозу. Свободная воля. Что тут поделаешь? Надождать… … …