Работа с привязанностью к удовольствию и комфорту

Здравствуйте, товарищи!
Большой практической проблемой для меня в настоящее время является избавление от привязанностей к удовольствию и к комфорту, к состояниям разным. К ситуациям, людям, и даже идеям- избавление идёт без особых проблем, а вот к удовольствиям… ну люблю я стимульнуть дофаминовый центр…:(.
В чем может быть дело: терпения не хватает или что то ещё? Может,отдельная специальная практика есть?
И второе: увидел у себя привязанность к приятным воспоминаниям, то же получаю удовольствие от них, плюс к тому они служат триггером для других разных состояний…
Что с привязанностью к воспоминаниям делать??

Пока не пришли аксакалы и не расставили всё и всех в свои углы, попробую поделиться своим опытом.
Предположу, что ответы на вопросы уже есть в книгах Мастера. Их всегда полезно перечитать или переслушать. Это просто мистика какая-то, - открывается то что было закрыто или не зашло с первого раза, с третьего…

Основной совет на все случаи жизни - взращивать Осознанность. (см. “Ключи к осознанности”)

Осознанность позволяет видеть действительную нужду и необходимость, а также отличать от излишних желаний и потребностей.

-это ведет к подавленным желаниям и как следствие к печали и др.

-это тоже подавленная печать от нереализованного желания в прошлом. Виртуальная компенсация на экране Ума. ( “А давай посмотрим еще раз старый добрый фильм” в нем так хорошо было…)

Работать, смотреть-созерцать, выражать, осознавать.

Какую-то специальную практику могут только впереди идущие дать, и то по вашему состоянию в Пути… А так, только базовые практики можно посоветовать, но они Фундаментальные. А без хорошего фундамента дом, как известно, не построить.

П.С. Спасибо за тему! Повод посмотреть на свои “Дофамины”…:wink:

1 лайк

Добрый день :).
На сайте есть лекция Путника про работу с привязанностями:
https://mystic-school.ru/audio-video-lektsii/putnik-o-privyazannostyah

О каких удовольствиях идет речь?

Evgen, здравствуйте. Избавиться от привязанностей нельзя - в смысле избавления как волевого усилия. Однако, они (привязанности) могут отвалиться сами. Под воздействием их упорного исследования методом осознания.
Как известно, в вопросе содержится половина ответа:) И у меня ощущение, что вы сами того не ведая, интуитивно нащупали этот ответ.
Любые привязанности к чему бы то ни было базируются (преимущественно) на удовольствии от определенного состояния, которое они дают. В этом смысле привязанность к “удовольствиям и комфорту” ничем не отличается от привязанности к “ситуациям, людям, и даже идеям”, и, конечно же, “к приятным воспоминаниям”. Само качество удовольствия будет для каждой категории отличаться - так, к примеру, удовольствие от общения с живым, приятным тебе человеком дает свежие впечатления и ощущения, свежую энергию - “пищу” для ума, для эмоциональной сферы, а погружение в приятные воспоминания о встрече с этим же человеком, пожалуй, можно сравнить с ощущениями как от “законсервированной” пищи.
Исследуйте свои состояния сначала во время получения удовольствия и в комфортных условиях, затем свои состояния в дискомфортных условиях и в ситуациях, которые не приносят удовольствия, даже если придется намеренно создать таковые, а затем - тотально все ситуации без разбора - применяя разделение внимания и созерцание. В этом, пожалуй, один из главных ключей к решению обозначенной вами практической проблемы.

6 лайков

Мы живем в полярном мире и абсолютное большинство процессов, происходящих в нем, подобны колебаниям маятника от одного полюса к другому. В этой связи совершенно понятны и естественны наши стремления ко всему хорошему и приятному против всего нехорошего и неприятного. :grinning:

Но:

  1. Наши представления о том, “что такое хорошо и что такое плохо” часто не соответствуют реалиям - “хотели, как лучше, получилось - как всегда”.
  2. Стремление отклонить маятник в “позитивную” сторону приводит к бессмысленной трате сил, так как с их исчезновением он неминуемо срывается и уносит нас в “негативную” сторону. Что же делать? воспользоваться принципом из гомеопатии - Подобное лечится подобным! То есть от проблем не стоит убегать в удовольствия - это дает лишь временное облегчение. К ним следует обернуться лицом. И тогда “маятник”, после неприятного процесса избавления от проблемы, неминуемо и естественно приведет Вас к положительным ощущениям.

И главный парадокс Пути состоит именно в этом. Проблемы несут в себе потенциальную энергию, которая при ее высвобождении (решении проблемы) рождает ни с чем не сравнимое удовольствие и радость. И чем больше не решенных проблем, тем больше радости ты можешь получить. Повернись к ним лицом и испытай эту радость!!!

6 лайков

Про консервы - сильно!:+1:

2 лайка
  1. Спасибо, Sasha!
    А существует ли понятие о некой базовой, ‘корневой’ привязанности к удовольствию (есть же разные версии о эволюционной её необходимости), осознав которую, можно освободиться от миллиона желаний ‘делать что л’ и/или ‘не делать’, второго и третьего порядка, в основе которых лежит все тоже желание ( или потребность тела?, как в случае с состоянием при сексе или абстинентном синдроме при хим. зависимости) получение удовольствия?
    Мастер же показал нам, что страх боли (антагонист удовольствия!!) является наиважнейшим, с приоритетом n 1.
  2. А правильно ли потреблять эти ‘консервы’ ( как же Вы образно и красиво пишите!) с точки зрения того, что воспоминания и память являются основой для реформирования эго. Что эго воспроизводит себя, основываясь на прошлом- фундаменте воспоминаний и представлений о себе. А про приятные воспоминания я писал относительно того, что неприятные то не так приятно вспоминать :slight_smile:

:+1: класс. Не знаю, где и почему пропустила эту информацию. Но здесь описано просто супер про “сталкинг”. Ну мне, так нравится его называть)

Evgen, Вы формулируете вопрос так, что толковый ответ дать на него трудно (хотя наши товарищи всё равно сумели это сделать)). Для начала - почему сейчас Вы стремитесь избавляться от привязанностей? Чего Вы хотите добиться, из какой идеи или необходимости это вдруг стало для Вас “практической проблемой”? Кроме того, удовольствие удовольствию рознь. Для одного удовольствие - посидеть с бокалом вина вечером у камина, у другого - выпить накануне бутылку водки, чтобы наутро, проснувшись ещё пьяным, догоняться пивом, весь день пребывая в алкогольной эйфории. Без конкретики здесь ничего не скажешь. Понятно одно - что люди, стремящиеся к получению удовольствий, не очень-то хорошо ощущают себя в своём обычном состоянии; плохо им в нём. Отсюда возникает необходимость в “уходе”, в некоем взбадривании себя чем-то хорошим. Привязанность к приятным воспоминаниям, кстати, говорит только о том, что здесь и сейчас ничего приятного не имеется. И пока Вы не посмотрите на то, что вами движет - как в привязанностях, так и в стремлении избавления от них, проблема будет оставаться.
И есть ещё в книге Основы мистического Пути глава под названием Жизнь в удовольствие, почитайте на досуге, может быть, что-то прояснится

3 лайка

Мастер!
Все Ваши книги для меня являются настольными, позвольте поклониться Вам за них!
Конечно, я проштудировал их все в части вопросов удовлетворения удовольствий и привязанностей к ним, тем не менее, на своем текущем уровне понимания и бытия я не нашел в них для себя удовлетворительных ответов.
От привязанностей (и от эго) я стремлюсь избавиться для того, чтобы выйти за пределы ума. Чтобы, наконец, иметь чистое видение реальности. Слишком долго я жил во тьме и сне. Вот почему это является для меня большой практической проблемой. Я вижу и чувствую, как привязанности к удовольствиям тормозят мое продвижение к Нему.
Для того, чтоб решить эту проблему,я осознанно реализую все доступные моему телу и уму удовольствия. И в том числе, получая осознанно удовольствие ( вкупе со страданием, конечно) от лечения пивком утреннего недомогания - следствия выпитой накануне бутылки-другой водки. Однако на второй , и, не дай Бог, третий день оставаться неотождествленным становиться почти непосильной задачей :).
Рассматривая от самых мелких (приятные воспоминания) до граничных случаев удовлетворения удовольствий, те когда к уму подключается потребности тела (секс, абстинентный синдром), я пришел предварительно к такому пониманию:

  1. Я имею некую “корневую” потребность в удовольствиях как в физическом теле, так и в теле ума.
  2. Эта одна-единственная потребность может быть удовлетворена любым способом ,в той или иной степени.
  3. Эта потребность ,вкупе с желанием ее удовлетворения в теле ума, являются для меня направляющими всех моих действий и основой для формирования других желаний что-либо сделать (например, наполнить себя впечатлениями или заработать денег) или, наоборот, ничего не делать (например, лень).

Так ли это , Мастер, правильно ли я вижу вопрос привязанностей к удовольствиям??!
Я чувствую, знаю, решение этого вопроса сильно продвинет меня на Пути.
И второе, про память, про воспоминания. В общем случае пишу, чтоб Ваше время не тратить.
По моему текущему пониманию, память - это информация в теле ума, предварительно отфильтрованная умом в соответствии с текущей( на момент ее записи)обусловленностью воспринимающего. И “хорошие” воспоминания, и "плохие"
Вопрос такой: Если мы освобождаемся от идей, то “плохие” воспоминания , становятся нейтральными для нас, но ведь и “хорошие” надо прорабатывать, я правильно понимаю, Мастер? Так как память,воспоминания являются прошлым - основой для самоидентификации эго.

Проблема и есть в этом “текущем уровне понимания”, а не в так называемой привязанности к удовольствиям. Для начала - работая с содержаниями (как любит выражаться наш Vitalist) ума, за пределы ума не выйдешь. Для этого требуется достаточно высокий уровень осознанности, чтобы энергии Сознания во внутреннем пространстве стало столько, что ум целиком в неё погрузился. Ну и конечно, штудирование совсем не означает правильное понимание проштудированного. Вы, гонясь за причинами привязанности к удовольствиям, игнорируете очевидную вещь - своё собственное страдание. Были психологи, пытавшиеся связать главную мотивацию людей с получением удовольствий, но на то они, как говорится, и психологи. То, к чему стремится большинство людей - это компенсация. Измученные тревогой ищут спокойствия, перенапряжённые - расслабления, печальные - веселья, одинокие - круга общения, уязвимые - защищённости, измученные страданиями - блаженства. И так далее, и так далее. и то, что Вы видите проблему в своей тяге к удовольствиям просто демонстрирует то, насколько Вы не хотите видеть своего внутреннего страдания. Ну или неудовольствия тем, в чём Вы постоянно живёте.В этом корень проблемы, всё остальное - следствия. Вот на что следует обратить внимание, вместо того, чтобы взращивать в себе мазохистские наклонности.
Что же касается воспоминаний, то часть из них несёт в себе заряд энергии, как правило, эмоциональный. То, что было подавлено или не выражено в тот момент, когда впечатление сформировалось. Бывают впечатления слишком сильные, тогда они причиняют травму (или вызывают невыразимый восторг). Их нужно просто “разряжать” через созерцание, чтобы уменьшить напряжение в эфирном теле и теле ума.

4 лайка

Спасибо, Мастер! Всякий раз, когда я обращаюсь к Вам со своей внутренней проблемой и видением её решения- все мои представления оказываются отражением Луны в высохшей луже. Начинаю потихоньку привыкать и к этому состоянию :)!

Добавлю свои 5 копеек по формулированию Цели. Казалось бы, “чистое видение” - синоним осознанности, тем более что хочется “выйти за пределы ума”. Но о каком выходе за пределы ума можно говорить, если “я вижу и чувствую, как привязанности тормозят мое продвижение”, то есть “вижу” умом, да и “чувствую” им, то есть все это происходит в уме, а как ему можно доверять в этом вопросе?
“Чистое видение” скрывает в себе магию ума, его чудесную силу, защищающую от ошибок и вообще всего. Кому не хочется “чистого видения реальности”, скажите пожалуйста? Это ведь сила сил! Все таки лучше стремиться к Осознанности. Осознанность еще не настолько затоптана “магами”, и еще можно уловить разницу между тем, кто видит и давит окружающую его реальность, находясь в её властном центре как пуп земли, и тем, кто позволяет этой реальности видеть себя, почти растворяясь в ней во взаимодействии.

Да…наверное, это так. Да только можно ли реально провести границу между заключением от ума и знанием от осозннаности, если (ну к примеру!) 100% осознанный учитель века Ошо преобразует гнев в любовь…

В уме никакой границы ума провести нельзя, это точно. Но получив опыт знания от осознанности спутать его с заключениями ума невозможно. Не знаю про Ошо, с ним знаком не был, но что такое гнев Мастера я знаю, и в его содержании нет ничего общего с нашей соответствующей эмоцией, общая только форма. Содержание же - любовь и только. Любовь сознательно наряжается гневом - для тебя. Поэтому лично я, скажу по секрету, хоть и естественно тревожась, внутри всегда еще и невольно радуюсь, когда удостаиваюсь подобного (таковы парадоксы взаимоотношений ученика и учителя).

Мастер, как же так!!! Почему (кроме основных положений, показанных Буддой), существуют такие различия в Путях, методах и конкретных понятиях? Я имею ввиду те положения , что предложены полностью осознанными учителями (к примеру:Ошо, Саи Баба, Руслан Жуковец ). Является ли полная осознанность критерием истины? Всегда ли Вы видите истину? Мастер, извините за такие вопросы!!!

Evgen, поднимая серьёзные вопросы, нужно самому стремиться к точности - хотя бы цитирования. Ошо, например, не предлагал трансформировать гнев в любовь; гнев, по его мнению, должен был трансформироваться в сострадание. И уж ставить Саи Бабу в один ряд с Ошо тоже не надо - не был он полностью осознанным. Поэтому у меня встречный вопрос: какие конкретно “основные положения” Вы имеете в виду?

Evgen!!! Хорошо бы Вам проштудировать книги Мастера не только отбирая в них интересное лично Вам. Как можно не обратить внимание на такую важнейшую тему как природа эмоций и работа с ними - не понятно. Как можно не заметить такую книгу как Великие мистики как они есть, где есть исчерпывающие ответы на различия в путях и учителях, и об Ошо? И о Руслане Жуковце. Вы продолжаете вести спор о словах и различиях в их понимании, хотя собирались “выходить из ума”, и отказываетесь воспринимать указания на ограниченность используемого Вами подхода. Лично я восхищаюсь терпению Мастера и с этим чувством отхожу в сторону наблюдать за происходящим, искренне желая Вам Evgen все самого хорошего на Пути, извините, что встревал не к месту…

1 лайк

Мастер, вы же в миллион раз лучше меня знайте…или я не понял вашего вопроса… Будда впервые ввёл для человеческого существа понятие и значимость страдания, желания,предложил методику по работе с желаниями/страданиями- восмеричный путь ну итд…и тп

Попробуйте поменять отношение к удовольствию, комфорту и приятным воспоминаниям в момент их проживания. Иное отношение выявит для вас скрытые стороны этих привязанностей и вероятно позволит “осознать” их и “прожить полностью”.