Новое избавление от страданий или реабилитация буддизма (Белый Шум, Слово учеников)

Эта тема создана для обсуждения публикации
https://mystic-school.ru/publikatsii/slovo-uchenikov/belyy-shum-novoe-izbavlenie-ot-stradaniy-ili-reabilitatsiya-buddizma

Двойственное впечатление от статьи. С одной стороны, системность и обозримость изложения, интересный исторческий обзор. С другой - непонятно, зачем хотеть “образумить” буддистов. К тому же не соглашусь, что у буддистов нет “Пути Сознания”. Практика випассана ключевая практика многих направлений (и она практикуется несколько иначе, чем у нас в Школе, там осознается не только дыхание, а тело целиком), и это чистая работа с Сознанием и совсем не с умом. То есть некоторые вещи кажутся мне несколько искажёнными ради изначальной установки “все равны, но мы - равнее”.

1 лайк

Как-то - да…
Неожиданно.
Присоединюсь к Надежде.

Про буддизм и работу с телом ума - это вообще о каком-то другом буддизме.
Все индуистские практики и школы работают с телом ума только опосредованно, в мягких и ненасильственных формах. Пользуются при этом в большей степени техниками направленными на физику (асаны) и энергии (дыхательные практики).

У широкой общественности индуистские культы и религии, как правило, в настоящее время удивительным образом сводятся к Тантре и авторским стилям, разработанным сумасшедшими хипстерами (Айенгара правильней бы отнести туда же, не смотря на почтенный возраст, в котором он нас покинул не так давно). Это не совсем так. Точнее - совсем не так! Это не тот индуизм, не тот буддизм, не та йога. Вы говорите совершенно не о том, что имела ввиду традиция.

Что бы помочь понять что ЭТО на самом деле, выложу труд в переводе двойного профессионала (санскрит и классическая йога) с чудесными комментариями от него же (М.Свечников). Труду не менее 2.500 лет - Сутры ПатАнджали. Полюбопытствуйте!

M.S.Svechnikov-_Sutry_Patandzhali.doc (1,2 МБ)

Файл скачал давным-давно, когда он еще был в свободном доступе.

Коллеги, разве полное освобождение от страданий за счёт избавления от желаний-это не работа с умом в чистом виде, только без использования этого технического современного термина? Разве избавление от желаний-это не избавление и от страха?Разве полное освобождение от желаний не является причиной отсутствия эго? Разве можно полностью (!!!) в течение некоторого определённого времени осознавать дыхание и не осозновать ум? Разве сам Будда не пример?Ну да, нет Бога в буддизме, но ведь сам Мастер писал, что они сливаются в конце с Абсолютном, минуя Творца.Предполагаю, в конце концов, что это как раз у нас -Путь Любви, а у них -ума.
Мощнейшая статья, belyy-shum, мощнейшая!

В идеале так и должно быть. Осознавать только дыхание. При этом ум гаснет - его нет вообще (почитайте внимательно, что Мастер пишет о переводе внимания и управлении им) - он обесточивается. И именно это состояние создает разряжение во внутреннем пространстве, достаточное для запуска процесса его плавной очистки. Постепенно и дозированно, в безусильном режиме, выгружаются и дезактивируются содержания бессознательной части ума. Без участия ВОЛИ и УМА.

Отсутствие практического опыта (от чего всегда предостерегает учеников наша Школа!!!) в поднимаемом вопросе дает тенденцию рождать фантазии. Надо бы этот опыт приобрести. Только это даст возможность делать осознанные заключения на предмет кто лучше, а кто хуже.

Иначе реклама такого рода становится похожей на технологии продвижения в массы идей тоталитарных сект. Мы лучшие по определению. Что касается других - мы назначим достойных. Или по другому - я хороший, потому что все вокруг плохие. Детство… У Школы, как мне кажется, другой подход.

Evgen, работа с умом и “Путь ума”, как называет его Белый шум, это разные вещи. Работа с умом - желаниями, идеями итп - это вполне может происходить в практике развития осознанности, но ум там - объект исследования, а не инструмент. А Белый шум говорит про “Путь ума”, приводя в пример практики концентрации и прочие, где ум является инструментом познания, а как известно, ум не может вывести за пределы самого себя. Если конечно я правильно понимаю статью.

2 лайка

Можно ли ещё вас спросить, для моего большего понимания: как это, осознавать тотально (и постоянно) дыхание без участия ума и воли в нашем, не полностью осознанном состоянии?

Направить свое внимание исключительно на процесс дыхания и ни на что другое. Ум при этом абсолютно пуст. Это состояние называется молчание ума. В традиции - Читта вритти ниродхах (могу же я себе позволить, если в статье столько специфических названий понасыпано…? - Зачем?..:wink:).

В процессе такого качества ум просто невозможно использовать. Восстанавливается же нормальная деятельность ума не из-за воли, а по причине прекращения процесса деактивации, описанного выше (это как с рыбой, которая при засолке не может взять в себя соли больше ПРИРОДОЙ установленного предела).

Что бы осознанно рассуждать на темы такого порядка правильней обзавестись собственным опытом. Думается, что это весьма логичный посыл, полностью соответствующей идеологии Работы, проводимой Школой.

1.Почему буддизм повсеместно пришёл в упадок? Откуда такие выводы? Мне видется,что в наше время буддизм испытывает ренессанс и ни о каком упадке речи и нет. Обратите внимание на то, как часто в Россию и др.государства приезжают учителя(ринпоче,тулку) из различных школ буддизма,и вы удивитесь.

2.Предположу,что вы скорее всего не практикуете буддистские медитации…
Практика делится на два типа — Випассана и Саматха.
Саматха начинается с тренировки внимания и успокоения сознания.
Випассана начинается с наблюдения своих внутренних психических процессов.
В своем пределе обе эти практики разрешаются в особую медитацию Самадхи — тренировку состояния безграничного сознания.
Випассана и Саматха должны выполняться как в форме медитации, то есть уединенно, так и в гуще жизненных коллизий нашего обычного окружения – оба эти режима одинаково важны.

…мы постоянно испытываем множество волнений и эмоций, мы воспринимаем мир враждебно или искусственно дружелюбно, мы недовольны собой или довольны собой. Мы постоянно что-то желаем, испытываем неудовлетворенность текущим моментом, мы страдаем…

Это все заблуждения нашего сознания.

Первый шаг на пути к освобождению – это овладение собственным вниманием. Нужно научиться управлять им по нашей воле – фокусировать, концентрировать, удерживать в заданном состоянии. То есть сделать так, чтобы наше внимание подчинялось нам, а не хаосу внешних обстоятельств и внутренних эмоций.

Овладев вниманием хотя бы в малой степени, мы неизбежно начинаем наблюдать. Мы видим, что причины наших неудовлетворенностей и нескончаемых желаний кроются в нашем прошлом – в травмах, полученных в процессе воспитания, в деформациях личности, полученных в жизненных коллизиях. Это и есть то самое развитие «видения как оно есть». Оно всегда начинается с самонаблюдения.

Сознание, сфокусированное на внутренних процессах, растворяет наши травмы – источники эмоций и автоматического поведения. Так начинается процесс освобождения «я» и возвращение нашей целостности. Мы смотрим, как в ответ на это мир начинает постепенно преображаться. Он становится светлее, радостнее и проще.

1 лайк

Вынужден поправить - не сознания, а Ума.
Это по факту так.
Хотя, конечно и к сожалению (так сложилось), традиция в традиционном же переводе Ум именует Сознанием.
Возникает путаница…

В остальном - здорово изложено!

Nadezhda, моя фамилия оканчивается на ‘…ев’ , а не на ‘…ович’, но позвольте и вам задать вопрос :): разве, согласно книгам Мастера, возможно соединиться с Абсолютом, не выйдя при этом за пределы ума?

Друзья!

Откуда эта тяга куда-то выйти?!! (При этом хлопнув "от души "дверью). “Выход” у каждого будет в свое время, определенное Свыше. :grinning::grinning: Не сомневайтесь в этом и не спешите!!!
Вы не выходите - Вы погружаетесь внутрь. Сначала собственного Индивидуального сознания. Затем Сознания Творца. При этом постепенно истончаются все внутренние процессы и и их результаты. Истирается Эго.

Вас все меньше. Его все больше.

Спасибо Вам, Vitalist, вопрос к Nadezhda-закрыт.

Evgen в личке задал правильные вопросы.
Подумалось, что есть смысл изложить здесь ответы на них.

О сходстве и различии техник буддизма/индуизма и суфизма

Касательно осознания и осознанности. У буддистов/индуистов свои подходы. У нас (суфиев) - свои. Они существенно отличаются. Но, поверьте, ведут к схожим результатам, если не рассматривать предмет поверхностно и не навешивать ярлыки.
Наши техники интенсивные, быстрые, но не безопасные в индивидуальном исполнении - требуется ведущий, Мастер. Иначе - беда! Их техники безопасные, не требующие присутствия рядом в режиме он-лайн Мастера, сопоставимого с РВЖ. Но из-за этого они медленные!
И тут у широкой общественности появляется выбор - идти по тонкой грани, рискуя оступиться, или медленно, но верно, по относительно широкой и безопасной дороге. “Но мы выбираем трудный путь опасный как военная тропа!” - наша тема, потому что мы такие.

Об осознанности

Реальный процесс выглядит несколько иначе, чем представляется в начале Пути - ты сидишь на потоке внимания, которое проходит (просвечивает тебя) насквозь. Оно с разной конрастностью выделяет различные явления и процессы. И все!!! В том числе случайно появляющиеся содержания ума. Как рыбки в аквариуме, перед которым ты стоишь, ведя важный разговор по мобильнику. Стоишь и смотришь на них разфокусированным взглядом.

Ты можешь зацепиться умом за любую из “рыбок”, которую в состоянии рассмотреть (зависит от чувствительности/степени очистки внутреннего пространства). Сначала медленно плавающих и крупных (физ.тело и его ощущения), затем все более и более мелких и шустрых (от эмоций и чувств к автоматизмам бессознательного ума).

И только после этого!!! Зацепившись умом за привлекший внимание объект, ты начинаешь его подробно разглядывать - умом. Ум (НАКОНЕЦ-ТО!!!) запущен!

2 лайка

Vitalist, спасибо, что выложили в открытом доступе Ваши ответы Evgen!

Описание осознанности хоть немножко позволяет представить это состояние и момент включения ума на его фоне.

Как человеку, не дошедшему до “опасной местности”, позвольте спросить, в чем состоит опасность нашего Пути, и когда требуется Мастер в режиме он-лайн?

Кому больше дается, с того больший спрос, - говорят в народе.
При продвижении по Пути все истончается - Эго, внутренние состояния, восприятие…
Истончается сам Путь. Он становится уже.
Чем дальше, тем в большей степени требуется слышание Воли и адекватное реагирование на нее.
Индивидуальная воля, идущая от Эго, может сыграть в этом процессе очень негативную роль в том, случае когда она диссонирует с Волей.
Чем больше это рассогласование, вне зависимости от того, какого знака намерение реализуется индивидуальной Волей (отрицательное или положительное, как кажется идущему по Пути), тем тяжелей могут быть последствия, заставляющие “заблудшую душу” вернуться на правильную, с точки зрения реализации Узора, траекторию.

Учитывая мощь сил, осуществляющих это регулирование, можно говорить о последствиях любой тяжести, вплоть до немедленной смерти. Однако, для этого нужно сильно стараться… :grinning: Кто же, находясь в здравом уме, будет делать это?..

В связи с изложенным, возможность получить помощь Мастера требуется постоянно. Но это возможность. Реальная помощь может требоваться достаточно редко. Здесь все зависит от того, насколько ученик в состоянии сохранять внутреннее и внешнее равновесие в ускоряющейся динамике движения по Пути (динамическое равновесие).

Спасибо!
Много поднялось на Ваш ответ, надо побыть с этим).

Все же позвольте задать еще вопросы:
На Пути буддизма/индуизма (на любом Пути) разве не существует ровно такой же опасности, о которой Вы пишете?
Если “возможность получить помощь от Мастера” на Пути следования Воле “требуется постоянно” - как сам Мастер проходил Путь без такой возможности? Эта возможность нужна, потому что позволяет большему количеству людей (ученикам школы) и быстрее достичь?
Можно ли рассматривать молитву о помощи как альтернативу указанной Вами возможности?

Вот!!! Это только он знает, как получилось, что он смог выжить. Была помощь Свыше в критические моменты. Человек-ледокол!!! Впереди необъятное пространство и не понятно, что тебя ждет на каждом шагу под слоем льда, дающего обманчивое ощущение стабильности. Был еще Сергей Владимирович. :raised_hand_with_fingers_splayed:

Там опасность на порядки ниже. Но скорость движения ниже во много раз.

Да. У нас такая возможность есть. Это две очень большие разницы. Идти одному и идти по чьим-то следам.

Конечно! Все идет от Него. Однако, мы можем забыть, не заметить, забить, в конце концов. Нужен адекватный взгляд, который своевременно увидит наш “косяк” и предостережет от вхождения в неприятности, когда элементарно может не хватить времени обратиться с молитвой.

3 лайка

Честно говоря не понял что хотел сказать автор,кроме как показать свою компетеннтность.И я тоже решил проявиться))).
Хороший музыкант любую мелодию может разложить по нотам,а математик сложные уравнения приводит к простым числам,как говорит один из Мастеров.
Думаю что бы обсужлать Гаутаму необходимо как минимум понимать что говоришь.Мне довелось слава Богу столкнуться с Практиками буддизма которые описывают вышеуказанное Учение из опыта.И насколько я понял Будда передавал Знание видя состояние и ученика и в соответствии со спобоностями.Исходя из способностей ученика и передовалось то что он способен вместить.И это один из ключевых моментов.Как я слышал опять же от Практиков Будда давал Учение Сутры то есть - путь ограничения для людей которые находились на определенной стадии развития.Это можно сказать подготовка к Пути
А Тантру и Дзогчен передавл на другом уровне и не многие обладали уровнем осознанности и вместительностью Мистических знаний,поэтому многое передовалось через Термы. Виппасана и Шаматха контекст меняется по мере губины продвижения в практике.как сидение в Присутствии сначала ощущаем внутреннее пространство,потом начинаем чувствовать внешнее затем одновременно внутреннее и внешнее утонячая восприятие и различение.Не вижу смысла обсуждать Учение которое мы здесь не практикуем с таким не легким оттенком что они пропащие а мы молодцы ушли вперед.

1 лайк

Интересная статья. С одной стороны, в ней представлен важный пласт духовной работы многих учеников Школы, связанный с изучением буддизма, историей жизни царевича Шакьямуни и превращении его в Гаутама Будду, а также квинтэссенцией этого религиозного направления - учении о четырёх Истинах и восьмиричном Пути. С другой стороны, с точки зрения Наблюдателя, мы видим часть представлений-желаний автора («…почему бы … не вдохнуть в эти старые мехи - новое вино осознанного просветления?..») и попытку их систематизировать. Представить эти идеи публично, значит, выразить и осознать их - читай «избавиться» - как от необходимого знания на определенном этапе Пути, но требующего очищения в последующем, т.к. сформированы и лежат эти знания в сознательно-бессознательных областях Ума. Чем дальше мы продвигаемся по Пути, тем тоньше и прерывестее становиться грань нерастождествленности в дуальности Делатель-Наблюдатель, и тем важнее нам посмотреть на себя со стороны, так как в процессе деятельности , до наступления момента полного растождествления, вИдеть себя полностью (100%-но) не представляется возможным. Благодарю автора за статью и мужество, позволяющее лучшим из нас, предоставлять свой Нафс для публичной болезненной вивисекции, лишь по причине субъективного мнения отдельных комментаторов ( к ним отношу прежде всего себя)…, но может это и есть часть нашей общей работы. Спасибо.

2 лайка