Истории и метод их изучения (Евгений, Слово учеников)

Эта тема создана для обсуждения публикации

3 лайка

Недавно
Не давно, буквально на прошлой неделе, на приёме больной человек, рассказал анекдот:“Белочка и зайчик, решили жить вместе. Год живут, нет детей. Два живут, нет детей. Три живут, встал вопрос почему, нет детей. Зайчик предположил, может нет детей из-за того, что ты белочка, а я зайчик. Белочка ответила, что возможно, но чтоб выяснить всё до конца надо обратиться к мудрой сове.
И вот приходят они к сове, с этим насущным вопросом. А сова глядя на них удивлённо, спрашивает: “ПАЦАНы, Вы это серъёзно?””

5 лайков

Если в шаге номер 3 методы все-таки погрузиться “в реалии афганского быта неизвестно какого века”, то эта вся метода может называться просто: герменевтический круг.
Плюс созерцание.
Без бесконечного уточнения существенных и несущественных причин сложно поиск истинного смысла может пойти :slight_smile:

Чтобы искупаться для начала приди к реке.

Сергей, не понятен контекст. С одной стороны контекстом должен быть текст статьи, но, с другой стороны, ты сам его создаешь. Что ты имел ввиду?

Евгений, если вы считаете, что поиск истинного смысла - это смысл работы с историями, то здесь я могу заметить, что вы попали в ловушку обусловленности. У притч много назначений. Как и много назначений методу работы с ними.

1 лайк

Статья ,вроде,называется “История и метод ее изучения”…
А по поводу смыслов. Я хорошо помню, как Мастер говорил в видеолекции по этой теме. Что в высоких состояниях, возможен выход за пределы всех смыслов, как ограничивающей Истину формы, к прямому ее переживанию.
Но, 1: я стараюсь говорить о чем знаю сам, а 2: многим ли из тех, кто способен на прямое восприятие, нужны притчи и метода работы с ними? Работаем с тем, что имеем на данный момент

Спасибо Евгений! Невероятно сильное послание, которое ещё нужно расшифровать) Просто нет слов…

Если взять восточную традицию изложения историй - то это часто “матрешка”. Одна история начинается, в ней вложена другая, а в эту - еще одна. И, как правило, первая история, которая создает весь контекст, служит “рамкой” последующих, описывает проблемную ситуацию. Эта ситуация, когда есть серьезный риск (порой смертельный) для главного героя/героини. Вспомним широко известную Шахерезаду, которая своими историями спасалась от судьбы, постигшей ее многочисленных предшественниц. Вспомним менее известную, но не менее прекрасную Книгу Попугая “Тути-наме” (Нахшаби), где главная героиня в отсутствии мужа-путешественника, воспылала страстью к юному красавцу, но испытывает бесконечные сомнения в отношении объекта своей любви, и приставленный к ней Мудрый Попугай “заговаривает” ее каждую ночь различными историями, спасая уже свою жизнь, а героине показывая ее ситуацию, под разными углами зрения.

В этом смысле умение так рассматривать свои собственные сложные ситуации - отстраняясь от них, смотря с разных перспектив - очень полезная штука.

Работа с притчами (и другими историями) - один из инструментов развития восприятия и осознания ограничений своего ума. Это один (хотя и не единственный) из инструментов исследования в работе над собой. И тут, возможно, стоит чуть пристальнее посмотреть на то, что мы вкладываем во фразу “выход за пределы всех смыслов” (мы - это и я и вы). Ведь на Пути не идет речь об освобождении от всяких смыслов и переходу к полной бессмысленности (и об этом кстати Мастер говорит в упомянутой вами лекции), речь о непривязанности, о выходе из зацикленности на одном единственном смысле происходящего с тобой или вокруг тебя. Это очень способствует принятию многоуровневости реальности. И как раз работа с историями может помочь в избавлении от привычки все мерять “одной линейкой”, хотя есть разные системы измерения.
Есть текст Мастера “Феномен намерения” https://mystic-school.ru/publikatsii/slovo-mastera/fenomen-namereniya. Мы порой подзабываем о том, что роль намерения ключевая - это касается и повседневных усилий в осознании себя, и практик, и в своей позиции в отношении себя самого.

Если выработать намерение смотреть на любую задачу или проблему, которую ставит передо мной жизнь как имеющую не один смысл - это способствует разотождествлению со своими шаблонами восприятия. Если взять как ключ - возможны другие варианты реакций, действий, это может высветить привязанность, которая держит в бессознательности. Но чтобы этот ключ работал - нужен навык, именно обучению этому навыку и способствует работа с историями.
Спасибо Евгению за статью!

4 лайка

Ну хорошо, Александра, зайдем с другой стороны.
Любой смысл есть следствие понимания. Понимание зависит от развитости ума, сущностных качеств, опыта и уровня осознанности (восприятия). Что означает, что для нас “…выход из зацикленности на одном единственном смысле происходящего…” приведет лишь к отождествлению с другим смыслом (и к другому действию, поскольку смыслы связаны с деятельностью). К смене обусловленности в себе.
И статья у Евгения классная, и работать всем с притчами надо. Я про то, что при прочих равных, есть способ (осознанность, восприятие, созерцание) - и тут вопросов нет, а есть метод. Поэтому предложил (исходя из своего понимания) поменять действие в его методе. Что почти наверняка может (и должно) привести к изменению самого смысла предложенной работы с историями:)

“Изучая притчи на регулярной основе под руководством наставника, можно войти в определенное поле, которое создает для изучающего…”

Дело, как обычно, за малым…

С первой частью утверждения нельзя не согласиться.
А вот со второй …
Сформулирую отношение поговоркой - “каждому овощу свой срок”. Определенные виды активности в Работе хороши в приложении к определенным этапам Пути.
Или например, многие книжки, которые мы читаем в начальной школе, прекрасны. Но!!! Для определенного возраста. С течением времени в нашем чтении появляется ЧТО-ТО БОЛЕЕ СЛОЖНОЕ. И именно эта сложность развивает нас.

Фиксация, даже на таком замечательном инструменте, как притчи, может тормозить духовное развитие. Особенно, если сопровождается чрезмерной активностью ума. )))
Ведь ум может нарисовать любую Работу, показать любые достижения и открыть совершенно неведанные смыслы почти из ничего.

2 лайка

В статье, было предложено, выбрать свою притчу. Ну я и выбрал

1 лайк

Если есть привычка к отождествлению - то да, “приведет к отождествлению”, если есть привычка к осознанию - не приведет. Нет цели - обессмыслить деятельность, есть цель - не наделять ее особенно важными смыслами. И освобождение от обусловленности не ведет автоматически к образованию другой обусловленности.

Осознанность в представленной цепочке стоит на последнем месте. На первом месте развитость ума.
Хорошая иллюстрация того, что называется “игры ума”.
В итоге этих игр мы видим не ТО, ЧТО ЕСТЬ, а

то, что ХОЧЕТ И ПРИВЫК ВИДЕТЬ НАШ УМ.

Ум на первом, потому что я говорю о методе. На первом, потому что притча-это перечень (узор) действий, совершаемых или не совершаемых на разных планах.
Ну а действия, как известно, просто так не совершаются. Они имеют причину под собой…
Ps. Имеют они и свою цель, создающую намерение:)

С точки зрения обычной, “бытовой”, логики - все верно. Ум - главный.
Но до чего эта логика доводит и уже довела многих из нас? )))

А между тем план ума не является самым высоким из планов. И, очевидно, что в жизни человека, вставшего на Путь, эти планы должны давать проявления, превышающие значимость ума и продуктов его жизнедеятельности.

Как ЧЕЛОВЕК УМА я бы позволил себе утверждать следующее…
Ум должен стоять не на первом и даже не на втором месте. Скорее на 3-м.
Восприятие Сердца - осознанность - Ум.

Сердце позволяет сонастраиваться с Высшими планами и проводить их влияние в повседневность жизни. Сердце таким образом ведет нас к божественному совершенству. Сердце оберегает нас от раскручивания “железной” логикой Ума ложных стартовых предпосылок (ложных методов и методик в т.ч.). Ум может делать все правильно и логично. Но без истинно необходимых нам целей он всегда будет заводить нас в тупик. Эти цели зарождаются на Божественных Планах. Уму нет туда доступа - это территория Сердца.

Осознанность является управителем Ума. Она позволяет регулировать и даже выключать его неуемную активность. Особенно вдохновленного Ума. Именно по этой причине за вдохновленным нафсом следует нафс умиротворенный. Осознанность в какой-то момент начинает преодолевать “творческие метания” Ума.

И наконец -ум. Он остается на своем месте, сохраняя массу своих полезных свойств. Просто он прекращает “бегать впереди паровоза” и начинает делать то, что действительно необходимо. А не то, что взбрело ему в ум… )))

4 лайка

Это важное условие, и оно не может быть проигнорировано. Однако изучение историй в соответствии с методом, изложенным в статье, может быть построено как в формате очного обучения, так и заочного. В последнем случае вы можете, например, использовать сборники историй, в которых выстроена определенная последовательность воздействия, выстроенная мастерами пути. Сказки дервишей, мыслители востока - превосходные образцы.

Таити,Таити…))

1 лайк

Давайте развернем ситуацию. Представим, что не мы “постигаем” обучающую притчу, а сами создаём ее.
Всё притчи написаны нашими предшественниками каким-то образом и при помощи чего-то. Сами попробуйте ее спланировать, вложить в нее необходимые смыслы на всех планах и накачать влиянием. Для простоты возьмите в качестве контекста мир древнего Египта 10 в до н.э.
Естественно, делайте это только Сердцем. Ум на 3 месте. Да вообще не нужен. Поскольку он не нужен тем, кто будет с ней работать потом. Уверен, восприятия и осознанности вам не занимать для этого.