Хотелось бы услышать комментарий к вот этим трём цитатам из Книги об очевидном и неочевидном (глава Чем отличается сознание от ума):
«1. Одна старинная аксиома гласит: я могу видеть своё тело, значит, я не являюсь телом. Я вижу свой страх, значит, я — не эмоция. Я наблюдаю свои мысли, следовательно, я — не ум. Кто же я? Я тот, кто видит, — сознание.
2. Сознание … можно … осознать.
3. Весь путь осознанности сводится к избавлению от отождествлений с состояниями ума, тела и эмоций и обращению всей силы собственного внимания на того, кто видит, на феномен сознания.».
Что мне неясно:
- Почему Мастер делает вывод «Я тот, кто видит, — сознание.», если уже через абзац говорит «Сознание … можно … осознать.»? Ведь в «старинной аксиоме» слово «видеть» означает в том числе и «осознавать» (разве не так?).
- Означает ли третья цитата, что непрерывная фиксация на «том, кто видит» является основой всех практик по развитию осознанности, в том числе и муракабы? Т.е. в муракабе можно разделять внимание не только между «внутри» и «снаружи», как рекомендуется Мастером, но и между «тем, кто видит» и тем, что осознаётся (неважно, внутри ли оно, или снаружи)? Почему я это спрашиваю? – первый вариант мне пока недоступен т.к. «снаружи» я ничего не ощущаю, а второй вполне по силам, если под «тем, кто видит» понимать присутствие (=себя*). Если я ошибаюсь, отождествляя в данном контексте «того, кто видит» с присутствием (=собой), то в чём моя ошибка?
- Означает ли третья цитата, что техника самовспоминания - непрерывная фиксация на присутствии (=себе) - может являться базовой для развития осознанности? Если нет, то почему? Почему я это спрашиваю? – бОльшую часть дня и во время бессонницы я могу позволить себе выполнение этой техники.
*) то, что на поздних стадиях Пути теряется «я» и присутствие осознаётся как присутствие Бога, мне известно, но в данном контексте вполне уместно отождествлять его с «собой».