Недавно, сканируя интернет по запросу суфийские практики встретил картинки со схематичными изображениями человека, вдоль и поперек разрисованных точками и стрелочками.
Таких картинок, изображающих, как я понял движение луча внимания по телу во время зикра было великое множество, как и зикров. Точки на теле обозначали места остановки луча внимания, а стрелки направления к следующим точкам, в которых луч внимания должен был быть остановлен перед переходом к следующей точке. Какие-то схемы, вероятно, были скопированы из древних книг, как например ЛАТАИФ, другие плод творения современных мастеров. Честно сказать, несколько лет назад я пробовал проделывать нечто подобное, однако не впечатлился и оставил это занятие, довольствовавшись общими рекомендациями Мастера по осознаванию тела. И вон в очередной раз перечитывая 11 правил Накшбанди в комментариях Мастера, эти картинки всплыли в моей памяти при прочтении 3 правила - Путешествие по родной земле. Собственно, толкование третьего правила в духе умерьте свои детские желания к новым впечатлениям, как-то не вязалось в моем представлении с предельной простотой и конкретикой первых двух правил, являющихся вводными для большинства других как религиозных, так и светских систем осознанности. Логичнее выглядит простое буквальное толкование, как направление луча внимания в собственное тело, а многочисленные картинки со схематичным изображением этой практики как древние так и современные служат лишним тому подтверждением.Родная страна - тело изнутри, внутренний мир. Получается : обращать внимание внутрь или наблюдать за своим внутренним миром. Да, есть такой вариант толкования этого правила. А что тут не вяжется? Когда ты не ищешь впечатлений вовне, у тебя появляется возможность направить внимание внутрь.
Собственно, возможно, первые три правила можно рассматривать как единую практику. Может статься что эти три первые правила и есть те три правила, которые оставил сам Накшбанди.
Первые 4 правила принадлежат Юсуфу Хамадани, учителю Абдул Халика Гиджувани, который добавив 4 своих, оставил своим ученикам 8 правил. А вот авторство последних 3 правил, принадлежит самому Бахауддину Накшбанди.
Я бы добавил сюда еще и 4 правило - Одиночество в толпе. Если первые 3 правила поступенчато тренируют разделение внимания в рамках упражнений, то 4ое распространяет практику осознанности на весь день искателя и ведет его к полной осознанности.