Невыраженное (Руслан Жуковец, Статьи)

Эта тема создана для обсуждения публикации

И снова просто о сложном. Спасибо, Мастер.

Здравствуйте, Мастер, и те, кто сочтет возможным и уместным ответить на этот вопрос.
У Вас в книгах много написано о практиках выражения эмоций - страха, печали, гнева, пр.
Но как быть с чувствами, например, с чувством стыда? Спрашиваю, поскольку довольно часто ловлю себя на подавлении именно этого чувства, связанного с воспоминаниями о каких-либо ситуациях, в которых собственное поведение/реакция кажется неадекватной и за себя стыдно. Умом понимаешь, что по-другому в то время быть и не могло, учитывая то состояние осознанности, в котором находилась. Но это чувство очень липкое - всякий раз от него отмахиваясь, понимаю, что так будет пожизненно. Пыталась смотреть на эти ситуации так, как описано в практике работы со страхом, например. Но пока успехов мало. Может есть другой выход?
Спасибо.

Все чувства строятся под управлением ума из содержаний ума же (идеи, установки, желания) и эмоций. На генерируемые человеком чувства влияют так же его сущностные особенности, с которыми он пришел в этот мир. Например, меланхолик и холерик, экстраверт и интроверт часто реагируют на однотипные ситуации совершенно отличным образом.

У Мастера есть книга, которая называется “Как укротить эмоции”.
Почитайте - очень полезно. Там много чего!
Привожу цитату на интересующую Вас тему.

Стыд
Чувство стыда тоже основано на идее правильного поведения, и в этом оно чем-то
близко к чувству вины. Ощущение стыда напрямую связано с подавленной сексуальностью и
идеями, отрицающими секс. Если секс является грехом, а Господь видит все, то каждое заня-
тие сексом или мастурбацией будет постыдным. Люди должны стыдиться плотских жела-
ний и, как следствие, своего тела. Когда отрицание секса достигает предела, человек начи-
нает стыдиться своих помыслов и вообще всего себя.
Это чувство подразумевает наличие свидетелей вашего поступка. Главным наблюда-
телем верующих становится Господь, а для неверующих – окружающие люди. Поэтому ате-
исты могут забыть о стыде, когда находятся в одиночестве, верующим сделать это гораздо
сложнее. Если на вас смотрят в момент совершения осуждаемого, запрещенного действия,
оно как бы фиксируется и застывает на вас вечной печатью греха. Внешний свидетель –
реальный или воображаемый – обязателен для возникновения полноценного чувства стыда,
хотя сильно обусловленные люди нередко становятся свидетелями сами себе.
В какой-то момент развития и взросления человеческой личности чувство стыда рас-
пространяется за пределы сексуальной сферы и начинает возникать во всех случаях, когда
человек делает что-то, осуждаемое его обусловленностью. Тогда он может испытывать силь-
ное смущение, когда делает все, что считает «нехорошим». Он стыдится не только своих
пороков, но и вполне безобидных пристрастий или действий, и его жизнь превращается в
сущую муку.
Чувство стыда, возникающее на людях, нередко сопровождается специфической пси-
хофизической реакцией смущения. Будучи уличенным в действиях и мыслях, которые сам
человек считает постыдными, он конфузится и краснеет. От этого то, что он пытается
скрыть, становится еще более очевидным, и смущение возрастает. Корни такой реакции
лежат в подавляемом сексуальном возбуждении: чем более сильное смущение время от вре-
мени испытывает человек, тем больше энергии возбуждения подавлено внутри него.
Если человек осуждает сам себя за действия, совершенные без присутствия внешних
свидетелей, то вслед часто возникает специфический дискомфорт, возникающий в уме и
называемый угрызениями совести. Подобная реакция может сопровождать чувство вины,
несправедливости и другие чувства, но только в тех случаях, когда к ним присоединяется
стыд за свое действие или бездействие. Угрызения совести возникают как реакция несоот-
ветствия обусловленности человека его поступкам, и чем сильнее это несоответствие, тем
сильнее внутренние мучения.
Совесть требует от людей привести свое поведение в гармонию с некими запретами и
убеждениями, то есть следовать морали. Наличие совести у человека приветствуется обще-
ством, потому что делает его действия предсказуемыми и «правильными». Но как бы то ни
было, она является реакцией ума, тесно связанной с чувством стыда, и не более того.
Стыд сильно влияет на наше поведение, являясь великолепным внутренним ограничи-
телем. Воспоминания о ситуациях, в которых мы испытали стыд, являются настолько непри-
ятными, что повторно попасть в подобную ситуацию никто не хочет, потому все избегают их,
как могут. В этом смысле стыд полезен с общественной точки зрения, но вреден с точки зре-
ния духовного развития человека. Развитое чувство стыда тоже входит в состав комплекса
неполноценности.
В чувство стыда входит набор запрещающих идей, влечение к ним, страх нарушить
табу и все отрицательные эмоции, связанные с желанием. Однако чтобы ослабить или изба-
виться от чувства стыда, необходимо начать работать со своей подавленной сексуальностью
– в первую очередь на уровне осознания идей, которые сдерживают и отрицают сексуальные
потребности. Дело это долгое. Как промежуточные шаги здесь могут быть использованы
практики, направленные на принятие своего тела и своей сексуальности. О работе в этом
направлении я много писал в книге «Секс и духовный рост» и потому более подробно рас-
пространяться на эту тему здесь не буду.
Существуют практики, позволяющие избавиться от зафиксированных в уме воспоми-
наний, окрашенных острым чувством стыда, которые могут самопроизвольно всплывать и
мучить человека без всякой на то причины. Эти практики очень полезны в работе над собой,
но решающим для успеха в ней является осознание запрещающих идей и избавление от них.

Спасибо большое, я тоже это читала, но я все же немного о другом - о тех ситуациях, в которых ты вроде бы как выражаешь свои эмоции, как тебе кажется адекватно, но потом, анализируя, спустя какое-то время, тебе они кажутся неадекватными, и за них бывает стыдно. И ты думаешь “Как я могла такое сказать, как я могла быть такой дурой?” Но это постфактум. Ничего такого в в реальном времени не чувствуется. Есть просто факт выражения.

По поводу сексуальных желаний и потребностей - они не отрицаются, вообще нет. И стыда никакого в этой связи тоже нет. Сдерживаются - да, но это скорее обусловлено жизненными ситуациями, когда нет постоянного партнера, ты же не будешь себя предлагать первому встречному, да и кому бы то ни было. Очень банально и грустно.

Ситуации, за которые постфактум бывает стыдно…

Вы правильно говорите об адекватности, которая по истечении времени оказывается мнимой. Когда такая ситуация поглощает тебя с головой, не остается ни грамма осознанности для того, что бы видеть что реально происходит вокруг. Ты “залипаешь” в нее, как муха в мед, например. Это эмоциональное залипание - сильнейшая завеса, влияющая на ум в сторону не соответствия его наблюдений и суждений реальной действительности.

Что делать? Наблюдать и осознавать. Тренировать осознанность и разделение внимания. День ото дня, исподволь ситуация будет меняться. Знаю - проходил…в свое время… Главное не оставлять усилий! Когда ты начинаешь вдруг видеть, что с тобой происходит на самом деле. Как появляются твои эмоции, как они поднимаются из внутреннего пространства, что бы попытаться захватить тебя полностью. А ты смотришь на это как бы со стороны, почти отрешенно и в какой-то момент начинаешь замечать… Замечать, что они становятся похожими на волны, которые накатив на твой берег, тут же плавно опадают в потоке твоего внимания.

И кстати, представления о том, что ты дурак (или дура :slight_smile:), как и многие другие представления, приходящие в моменты эмоциональных помрачений (от жгучего чувства стыда в т.ч.), не могут никак претендовать на адекватность… Возможно все не так плохо, как иногда кажется?..

1 лайк

Спасибо Вам) В целом, конечно, не так плохо, как кажется. Но здесь еще, на мой взгляд, дело в ПРИНЯТИИ себя, себя малорослого душой, и той части Пути, которая путем еще не кажется. Забавно, что и сейчас нет уверенности, что через какое-то время не будешь сожалеть, о, например, написанных ныне строках, или сказанных словах.

1 лайк

Конечно -да (неплохо)!

Характерно, что принятие не бывает отдельно по отношению к себе и окружающему миру. Если Вы себя не принимаете, а против окружающих у Вас нет отторжения или же наоборот (с собой - мир, а окружающие - сплошь подонки), то можно четко говорить, что эта позиция - модель в уме. Реальное принятие в равной степени распространяется как во внутреннее пространство, так и во внешнее. Единственно, что для этого необходимо сделать - расчистить внутренние завалы, созданные не вполне вменяемым Эго (“Не ведают, что творят!”). Именно они, препятствуя нормальному обмену энергией и информацией внутри и вовне, являются причиной сопротивления и неприятия, которые направлены (опять же!) как внутрь, так и наружу…

Уверенность растет с каждым шагом, произведенном по правильно выбранному Пути. Вот только оказываешься в состоянии замечать это по прошествии времени. И тут нет другого совета кроме как продолжать движение… Даже, если иногда ну очень не хочется. :grin:

1 лайк

Amozgo, в приведённой главе про стыд это есть, но я поделюсь своим опытом. Это фоновое ощущение стыда, присутствующее в действиях, связано не только с осуждением секса, но и с непринятием своего тела и с объёмом подавленной сексуальной энергии. Поэтому тут помогает работа с принятием тела, описанная в главе “работа с сексуальной подавленностью”, и работа с подавленными сексуальными желаниями. В принципе это быстро не получается, но шаги в этом направлении определенно смягчают остроту реакций стыда за поступки и воспоминания. И у меня до частичной проработки этих подавленностей целевая практика работа со стыдом и с конкретными воспоминаниями, существенно на общую ситуацию не влияла.

2 лайка

Здравствуйте, Надежда. Спасибо.