По характеру прохождения мистического пути мистики подразделяются на:
а) испытывающих только божественное привлечение (ал-маджзуб ал-муджаррад);
б) идущих по мистическому пути (ас-салик ал-муджаррад) без божественного привлечения. Духовные и практические усилия последних, реализуемые в каждодневных психотехнических упражнениях, всецело направлены на поступательное движение от стоянки к стоянке с целью установления духовной связи (ан-нисба ар-рухийа) с божественным.
Разница состоит в том, каким образом мистик встал на путь. В первом случае толчком может послужить какое-то событие личной жизни – трагедия, утрата чего-то очень дорогого и значимого, тяжелая болезнь, шок, то есть в общем что-то действительно потрясшее основы привычного мировоззрения, приведшее к переоценке ценностей и открывшее вне зависимости от желания мистика способность каким-либо образом общаться с духовным миром, поддерживая с ним духовную связь.
Во втором случае его привлекает некая сила и стечение как будто бы случайных обстоятельств: видения во сне, случайные встречи с уже зрелыми мистиками, оброненные кем-то ключевые фразы, неожиданно попавшие в руки книги и т.п. Сия незримая сила время от времени словно подталкивает человека к чему-то иному, отличному от повседневной мирской суеты, всегда, однако, оставляя свободу выбора за ним.
Если мистик сознательно принимает решение встать на мистический путь, то приходит к действующему шейху, испрашивает у него разрешение быть его учеником и последователем, проходит испытательный период и посвящение, после чего начинает
126
обучаться, то есть ежедневно практиковать духовно-религиозные упражнения, направленные на установление духовной связи. Процесс её самостоятельного установления может занять сколь угодно долгий период. Месяц, два, три, год, пять лет… Все зависит от природных способностей, Божьей воли и усердия ученика.
Однако отдельно обе эти категории мистиков не являются достаточно высокими, и в действительности реальное прохождение пути требует тесного взаимодействия методов обучения и божественного привлечения, поскольку если в первом случае безвольно привлечённый божественным не будет знать, как достичь того же самого результата самостоятельно и как обучить этому, то и во втором случае не испытавший джазба не будет наверняка знать, к чему стремиться на своём пути обучения. Поэтому существуют ещё две категории мистиков, это мистики, сочетающие сулук с джазба и наоборот;
в) мистики, идущие путём обучения и непрерывно испытывающие божественное привлечение (ас-салик ал-мутадарик би-л-джазба);
г) мистики, испытавшие божественное привлечение и непрерывно идущие по пути обучения (ал-маджзуб ал-мутадарик би-с-сулук).
Последнее сочетание в прохождении мистического пути считается наиболее совершенным, так как вначале благодаря джазба мистик видит и познаёт то, к чему он должен прийти самостоятельными усилиями.