Интересная статья с набором практических рекомендаций:
https://victorshiryaev.org/cultivate-everyday-mindfulness/
Здравствуйте, bes1953.
Прочитала статью и позволю себе написать по ней отзыв)
Для знакомства с практикой осознанности, да и с практической точки зрения, статья неудачная.
Первый и главный изъян - то, что автор считает осознанностью определённое СОСТОЯНИЕ. Это частая ошибка в этой практике, когда человек воспринимает осознанность как: ясность ума, ровность, отстранённость, яркость впечатлений или отсутствие мыслей. Осознанность не является состоянием, и состояние «ясности ума» ничуть не ближе к осознанности, чем состояние «помрачения» и хаоса в мыслях. Суть осознания в свидетельствовании, то есть в том, что человек это состояние в себе ВИДИТ в реальном времени. Не проговаривает, не называет, не анализирует, а «видит», что точнее - «присутствует в ощущениях» - но ни то, ни другое название осознанности не позволяет точно понять, в чем отличие этого «присутствия» от «думания о присутствии», если нет личного опыта этой практики.
Вот автор пишет:
«Самый важный момент в формальной практике — это её последние мгновения, когда вам нужно переходить от сидячей медитации к следующим делам дня. Вам не обязательно «выносить» из медитации то, что вы там обнаружили, но те состояния сосредоточения, ясности, покоя, прозрачности восприятия, которые вы в результате практики усилили — нет никаких причин терять их при переходе к вашим следующим делам.
Осознайте в конце медитации, какие позитивные состояния сознания есть у вас в этот момент.
Если вы сидите с закрытыми глазами — откройте их.
Если сидите с открытыми — сознательно сфокусируйте на чём-то.
В этих действиях, постарайтесь не потерять той осознанности, которую вы наработали за время формальной практики.
Теперь, попробуйте встать, не теряя этих состояний ума. Сделайте несколько шагов.
Попробуйте выполнить следующее действие, всё так же сохраняя эти качества ума.»
Это неправильная практика осознанности. Такая схема даёт чёткую формулу, что нужно ощущать при осознании себя. А ощущать в осознанности можно что угодно. Если же ограничить себя таким представлением, то человек будет искать в текущей жизни тех ощущений, которые он получил в сидячей медитации. Следуя этой рекомендации, человек будет имитировать эти состояния/ощущения - раз. И контролировать себя - как следствие - два. То есть человек будет думать об осознанности и не сможет прийти к растождествлению с умом.
Другой момент - там часто говорится о сосредоточении, то есть о концентрации внимания. Это тоже не осознанность.
Предложение использовать внешние средства для развития осознанности типа напоминалок, будильников итп - это формирование той же самой привычки и шаблонов в уме, которые в итоге не повышают осознанность, а парадоксальным образом будут со временем поддерживать бессознательность, как любой другой шаблон поведения.
Осознанность как практику описать одновременно и просто, и сложно. Потому что по сути практика предельно проста: держим внимание на ощущениях - сначала грубых и явных типа ощущений в теле, затем, укоренившись вниманием в теле, начинаем осознавать все более тонкие вещи, как-то эмоциональные реакции, мысли, потом - тонкие состояния и импульсы.
Сложность описания в том, что у любого практикующего сразу начнёт возникать куча вопросов «как» и «почему» - в связи с его индивидуальными особенностями, конфигурацией ума и личности. И каждому подходит объяснение в понятных ему категориях, а ещё лучше - опыт присутствия в поле сознания более продвинутого практикующего или импульсы Высших энергий, повышающих осознанность, пусть и временно, но дающих опыт, что же такое присутствие в своих состояниях, то бишь осознанность.
У Руслана Владимировича наиболее точный язык и форма описания практики осознанности в Ключах к осознанности и в Нюансах осознания.
На мой взгляд, этого вполне достаточно для того, чтобы начать практиковать и разбираться на практике с тем, как удерживать внимание на ощущениях.
Понимаю, что это может прозвучать как речь апологета, типа ну понятно, что на этом форуме все ссылаются на Мастера. Но для меня тут дело не в точном следовании Мастеру или в личных симпатиях. Если практиковать осознанность и иметь свой опыт, то очевидна разница в точности языка и нюансах ошибок/трудностей, возникающих в практике осознанности на разных ее этапах. Можно сказать, что книги Мастера строго научны, они написаны таким образом, что изучая и практикуя по ним, вероятность правильного понимания этой практики будет гораздо выше, чем если опираться на предложенную статью.
Как тут не согласиться с Надеждой. Оно, конечно, пойдет, чтобы курсы для внушаемых особ вести с одной только целью - стричь деньжата. И всё.) Даже от Экхарта Толле пользы побольше будет.