Эта тема создана для обсуждения публикации
Очень искренне, даже как-то удивительно, что в открытом доступе выложили.
Спасибо огромное!
Когда начал читать,активировался 7-ой центр. Нахожусь под впечатлением от прочитанного,есть над чем поразмышлять. Спасибо Евгений!
Евгений, невероятная и прекрасная в своей истинности история, возжигает и открывает горизонты, спасибо!
Спасибо большое за то, что поделились своим захватывающим путешествием, Евгений, за то, что нашли слова, чтобы выразить почти невыразимое.
Друзья, спасибо за отзывы!
Интересный опыт!
Особенно интересным показался отрывок про первую группу. )))
Хотя и являются не очень понятными его формат и сам факт его появления в статье…
Евгений, спасибо, слова полны тепла, как любовь, открывает покровы ограничений веры
Евгений, спасибо большое за обе последние статьи. Хотел даже просить написать на эти 2 темы (эго и зикр), а тут они уже и появились )) Зикр последние 2 недели пробую читать именно так, как здесь описано, практика стала идти совсем иначе, скачок существенный. Жаль, в статье не нашел совета “не только ощущать поток, который идет извне как вода, а искать сам кран, откуда эта вода поступает”. Этот образ мне сильно помог.
Вадим, рад, что статья в твоем случае оказалась инструментальна! По поводу зикра - да, описанный здесь прием дает возможность еще больше погрузиться в контакт с Божественным Присутствием со всеми вытекающими. По поводу того, что нужно всегда понимать, что “если есть Поток, то есть и Источник”, то здесь нужно пояснить для чего это - для того, чтобы зикр из пассивной начитки превратился в активный поиск (вся настоящая статья, вообще говоря, об активности такого рода).
Здравствуйте. Спасибо огромное за статью! Очень вдохновляет на практику. И рекомендация к зикру очень интересная.
Пробовал ей воспользоваться. Но во время чтения зикра осознал, что мне не понятно куда внимание направлять. Где возникают или могут возникнуть эти вибрации. И вообще, захотелось разобраться с термином “ментальный экран”.
Когда закрываю глаза- вижу перед собой темноту. Это же НЕ ментальный экран?
Когда вспоминаю что-либо, например чьё-нибудь лицо или знак школы. Образ где-то в памяти(=в уме?) возникает.
Это ментальный экран?
Но по ощущениям он где-то внутри возникает.
Но не перед глазами. Перед ними всё равно темнота, если они закрыты. А местоположение образа не могу описать. С телом не совсем соотносится. Просто внутри где-то видится. Ни внутри руки, ноги, туловища или даже головы, а где-то во внутреннем пространстве.
Например, при работе со знаком школы. Сначала просто удавалось вспомнить его и там внутри прорисовать все детали. После этого уже с практикой, как бы подключая воображение ещё больше, получалось перенести его в область условно соответствующую плоскости в метре от моего тела. Или накладывать на сердечный центр. Темнота перед глазами оставалась темнотой. А все манёвры происходили в воображении(=в уме?). На ментальном экране?
Так же в практике зикра рекомендуется удерживать имя на ментальном экране.
То есть нужно прям слово прописывать в воображении и удерживать перед собой подобно тому как удерживаю знак школы в описанном выше примере?
То что так с этим экраном заморочился, теперь бывает отвлекает при чтении зикра. Не понимаю, куда всё-таки внимание направлять на повторение имени, ощущения в теле или на ментальный экран? Или вообще всё совмещать как-то?
При чтении зикра внимания обычно хватает на удержание на имени и на ощущениях в области тела, в том числе и четвёртом центре. Но образы при этом в уме никогда не появлялись. Только ощущения разные приходят.Поэтому не очень понятно куда и на что смотреть.
Спасибо!
Дмитрий, интересный вопрос про “ментальный экран”, тема близкая к моим размышлениями в последнее время - идеи витают в коллективном бессознательном/на плане ума )
Поделюсь своими соображениями по поводу устройства тела ума и механизмов визуализации. Но, оговорюсь, помимо того, что это лишь гипотезы, сам термин “ментальный экран” не является в Школе “каноническим”, так что пояснить его сможет только Евгений (Мастер упоминал “экран ума”, но только, что называется, “к слову”).
Мне же кажется “экран” в данном случае не экран монитора, а некое виртуальное полотнище/пространство перед “внутренним взором”, на которое воображение/внимание проецирует знаки, запечатленные в памяти и сознательном/управляющем слое ума, создавая “представление”. Глаза тут точно совершенно не причем, визуализация идет не глазами, а особым направлением внимания “внутрь” как Вы и говорите. Эту проблему я описывал в одной из своих статей:
Лично у меня дело усугублялось трансцендентным переживанием в молодости, когда после прочтения «Розы мира» мне перед глазами явились некие впечатляющие инфернального вида картинки, которые можно было наблюдать только с закрытыми глазами, когда же веки непроизвольно открывались образы пропадали. С тех пор я не раз пытался разглядеть нечто подобное закрытыми глазами, и иногда что-то даже как бы получалось, так что школьные упражнения по визуализации у меня тоже безуспешно шли через глазной канал. До тех пор, пока я не позволил себе визуализировать/воображать условно животом.
Куда направлять внимание во время зикра? Ну, для начала, у Вас должны быть в наличии навыки осознанности, то есть разделения внимания. Прежде чем читать зикр нужно посидеть в Присутствии, чтобы внимание разделилось, одна часть - внутрь, в тело, в ощущения, которые являются больше эфирными, и вибрации появятся именно там. Другая часть - наружу, и именно её удобно направить на действие - повторение слова. Когда это повторение приобретет частично автоматический характер, то есть спустится в бессознательный слой ума, не полностью, а частично, общее наблюдение за характером повторения сохраняется, в том числе “внутренее”, той частью, которая все время отслеживает ощущения тела, другая часть внимания, приоритетная, так скажем, направляется на смысл имени (не на буквы слова). Именно этот момент описывается словами про “экран”, поскольку смыслы всплывают как бы перед тобой, как проекции, иногда картинки, как процесс представления, создающий настрой на имя.
То есть из тех трех вещей, в которых Вы, как в трех соснах, заблудились, сначала центр приоритетного внимания направляется на ощущения тела, потом на повторение имени, и затем, наконец, когда зикр уже разогнался, на главное - смысл имени. После все три процесса наблюдаются одновременно разделенным вниманием, по мере необходимости, чтобы подниматься в чтении зикра все выше в смыслы и ощущения, как канатоходец по канату, поддерживая при этом баланс.
Что касается визуализации знаков - это другая практика. Но, по большому счету, порядок распределения внимания схож - сначала в тело, потом на саму визуализацию, затем на что-то тонкое, что напоминает смысл знака и смысл Вашего действия, затем снова в тело, или уже в центры, четвертый обычно рекомендуют, на ощущения на более тонком, эфирном уровне, потом снова на знак - так повышая частоту вибрации, когда она появилась, до максимально возможной частоты.
Самое сложное и тонкое - это всегда смысл, он во всей своей полное не уловим, он в своем контексте связан с бесконечностью, к которой мы через знак или имя подключаемся и к которой взбираемся на максимально возможную в этот момент для нас высоту. Все это происходит уже не в уме, а за его пределами, тут подключатся и помогает не только ум, но и эфирное тело с его тонкими ощущениями, и даже тело физическое, с его разогревом, жаром и грубой силой. Но начинается все именно в теле ума, довольно скучными, но необходимыми усилиями по работе с вниманием.
Это, мне кажется, куда более важным, нежели вопрос что такое этот “экран”. Хотел попытаться описать этот любопытный феномен подробнее, как он может быть связан с работой разных слоев тела ума, и чем они вообще отличаются в связи с этим, но по ходу написания поста понял, что эти домыслы только отвлекут завесами главное.
Живая практика куда лучше отвлеченной теории ))
Так что успехов Вам в ваших занятиях, новых личных открытий на Пути к главному!
Спасибо большое за такой подробный ответ. Приоретет в направлении внимания теперь ясен. Цитируемую статью Вашу тоже читал. Тоже очень помогла найти подход к практике с визуализацией. Спасибо!
В статье ещё была затронута проблема запрета на визуализацию. Видимо, он у меня есть. С трудом даётся создавать и удерживать в воображении образы. Видимо на это влияет неуместное недоверие к любой деятельности ума. У меня оно ещё закрепилось с практикой Випассаны по Гоенке. Там основная рекомендация: наблюдай и не реагируй.То есть наблюдай ощущения в теле. И не на что не отвлекайся. Тем самым ум очищается. И происходит погружение в более глубокие его слои. То есть если даже какие-то образы появляются, они умом навеяны. Нужно не реагировать и продолжать наблюдать ощущения, чтобы ни происходило.
Здесь у меня нет цели рекламировать или дискредитировать Випассану. Лично мне она очень помогла. Потом прочитал книги Мастера. Понял, что в Випассане нет явного мистического аспекта. Практика духовная. Направлена на очищение внутреннего пространства.
Теперь при выполнении мистических практик видимо присутствует внутренний барьер. Например, читая зикр ощущения удаётся чувствовать. Они,конечно, всегда в теле есть. Но при чтении имени более тонкие меняются. А образы в виде картинок не приходят.
Нужно ли вообще стремиться к появлению образов? Или же само присутствие ощущений от имени, то есть его энергии оказывает трансформирующее действие?
Хотя из Вашего комментария понятно, что главное на ощущения внимание разделять и на смысл имени. А картинки при погружении могут появиться, а могут и нет. Появление этих образов- являются критерием глубины погружения?
Спасибо!
Нет. Стремиться нужно не к появлению образов (ума), а к установлению связи, данной в ощущениях (эфирного тела). Стремление к искусственной драматизации и романтизации практики свойственна восходящему (вдохновленному! )) нафсу, которому нужны яркие впечатления в моменте. Это надо просто пройти. Пройти немого дальше…
в смысле вдохновленному? Пикирующий нафс ведь тоже встречается…
Точно! )
Спасибо
Добрый день.
Созерцание смыслов Имени происходит следующим образом — искатель не должен думать о них и не должен пытаться размышлять на заданную тему. Он просто смотрит на Имя, держит его в поле собственного внимания, и всё. Тело и ум заняты повторением, внимание направлено на Имя, и само по себе это рассматривание запускает процесс раскрытия всех возможных смыслов, которое данное Имя содержит. Сначала внимание обращается на качества Имени, принадлежащие непосредственно Богу, и видение их проявлений автоматически оформляется умом в некие словесные формулы. Само по себе смотрение на смысл приводит к вербализации смыслов, но это не обычное думание, а процесс созерцания, процесс куда более целостный, нежели последовательное чередование мыслей. Смотреть, а не думать — этому искатель обучается в практиках осознания себя и при выполнении муракабы — суфийской техники медитации. То есть выполнение зикра в той форме, которую я описываю, требует навыков осознания себя и предварительной работы по овладению навыками наблюдения и смотрения.
Зикр, как он есть - из книги “За завесами Света”
Сегодня столкнулся с такой проблемой: подавленный гнев на Бога мешает смотреть на смыслы Имён.
Глава “Гнев на Бога” есть в книге “Истинные чудеса”, но ее пока нет на сайте.
Спасибо, очень дельное описание. В общем-то, интуитивно так же поступаешь и в зикре, но про “повышение частоты вибрации” как-то в голову не приходило.
Поработав еще с зикром, обратил внимание на предостережение (другого старшего товарища) что при таком подходе можно уйти в транс. Отследил – действительно, иногда как бы переходишь за границу. Но максимальный эффект от зикра достигается при подходе к этой границе. Очень благодарен за обсуждение – эксперименты позволили ощутить качество Имени. Пожалуй, впервые.
Еще показалось, что поиск нужной точки в разных местах ментального экрана – это просто технический прием, позволяющий достичь тотальности и сфокусировать внимание на обратной связи.
Про рябь на ментальном экране я бы попросил Евгения написать подробнее – точку наибольшего напряжения (наиболее качественной обратной связи) найти удается, но что такое рябь, остается загадкой. Может, я как-то не так смотрю - а может быть, всему свое время ))