Истинный путь

Немного размышлений по мотивам рассказа “ИСТИННЫЙ ПУТЬ” из книги Руслана Владимировича “Что-нибудь для Бога”

Сегодня на дворе эпоха изменений. И многие из нас испытывают по этому поводу широкую гамму чувств и ощущений. Тут и тревога, на фоне беспокойства о будущем. И печаль о нереализованных планах, и активизация дремлющих страхов. К примеру, страх безденежья или “никомуненужности”, которые обычно хорошо скрываются под повседневной суетой и движухой. Поэтому не лишним будет посмотреть на тему принятия-непринятия изменений, да и вообще на вопрос того, как ощущает себя истинный искатель в такой нестандартной ситуации, какую нам сейчас дает всеобщий карантин и кризис.

Какой же смысл несёт рассказ “Истинный путь”? За двумя зайцами погонишься и останешься с носом? Или всё таки есть другой выход из сложившейся ситуации у Платона Бережкова?

Перечитав рассказ, я пожалуй впервые обратила внимание на его притчевый формат. На то, что не дается читателю прямых и однозначных лобовых ответов. А вот ярких, метких образов, тонких указаний, в какую сторону посмотреть - этого предоставляется достаточно.

Сама книга называется ПЛАТОНОВЫ СТРАСТИ

Страсть в первую очередь ассоциируется с каким-то сильным влечением, страсти - сильные, неуправляемые чувства, помрачающие разум. Они кипят, разгораются, обуревают и захлестывают. В общем неистовство и яркость проявлений налицо. Однако, мы забываем, что одно из значений слова “страсти”- это пристрастия, привязанности. А привязанности как раз действуют гораздо тоньше, тонким образом пронизывают всю ткань нашей жизни. Мы их просто не замечаем, считаем чем-то естественным, само собой разумеющимся. И только когда ткань жизни начинает прерываться и прорываться, тут сила этих привязанностей становится явной.

Тема привязанностей в “Истинном Пути” раскрыта красочно и реалистично.
Вторая тема - это тема выбора. Налево пойдешь - направо пойдешь… Какой путь - правильный, а какой - истинный?
И тут обнаруживается, что такие перекрестки, на которых совершается выбор, их гораздо больше, чем человек обычно осознает. И каков же истинный выбор, перед которым оказался Платон Бережков?Тут дело все в направлении внимания. Направлении движения. Наружу или внутрь.

Вот взять хоть выбор, изображенный на иллюстрации к рассказу. С точки зрения “наружи” , доступ к которой сейчас у нас ограничен, - вроде бы этот выбор очевиден.
А вот с точки зрения “внутри”, внутреннего состояния, доступ к которому мы сами себе постоянно ограничиваем, с этой точки зрения - выбор, оказывается не таким уж и выбором.
И если человек оказывается перед сложным для себя выбором, то стоит дать себе немного времени. Это время необходимо, чтобы выйти из беспокойства ума и направить внимание внутрь, если применить метод созерцания (Сила созерцания | Восходящий Поток), то можно рассмотреть каждый из вариантов выбора и увидеть, что то, что считаешь выбором - таковым на самом деле не является.

Самый первый образ, дающийся в рассказе - “джин и тоник, смешанные в одном стакане, нисколько не портили друг друга, открывая новые измерения вкусовых алкогольных наслаждений” - дает нам ключ к понимаю смысла притчи.

Ведь что такое наслаждение - это погружение в определенные, приятные ощущения. Неосознанное погружение в приятные _и насыщающие_впечатления. И в этом насыщении - в привычке насыщать себя определенным образом - таится корень привычки к отождествлению. (Тут не могу удержаться, чтобы не дать ссылку на статью “Отождествление: опыт понимания” Отождествление: опыт понимания | Восходящий Поток), т.к. читать ее не только истинное наслаждение, но и большое подспорье в работе над осознанием механизмов своих привязанностей к идеям и состояниям.)

Ключ к разотождествлению с любой привязанностью - в разотождествлении с ощущениями. Конечно, для того чтобы разотождествляться, необходимо сначала научиться видеть эти свои ощущения - и тут практика ежедневного разделения внимания нам в помощь.

Итак - “джин и тоник”. С точки зрения отождествления с ощущениями от алкогольных напитков - дело не только в процессе их употребления, хотя тут тоже есть место подвигу. Например, отождествление с приятным самоощущения себя - ощущением гурмана и знатока. Но главное, это погружение в состояния, отождествление с состояниями, вызываемыми старым добрым “джин-тоником”.

Далее в рассказе идет сладкая парочка -“онанизм и воздержание”, ну и плавная подводка к центральной экзистенциальной дилемме - “тихому семейному счастью и духовному пути”

Здесь, снова о выборе. О том, что когда мы выбираем Путь, то полезно задавать себе вопрос: я ЧЕГО ты ищешь на Пути на самом деле? И задавать себе этот вопрос стоит регулярно. Ведь скрытые, подавленные желания, особенно компенсаторные - начинают вылезать в процессе работы над собой. И поэтому на повестке дня у человека может возникнуть вопрос - можно ли совмещать “семейное счастье” и “Путь”? То есть на сцене ума образуется ситуация выбора - или “счастье”, или Путь. Однако, при рассмотрении с точки зрения внутреннего состояния - человек вполне себе может бессознательно стремиться это совмещать.
Просто начиная искать на Пути возможность реализовать то, что не получалось реализовать во внешней жизни. И попутно выстаивать очередную подпорочку эго из самоутверждения за счет активностей и самоидентификации на духовном Пути. Так что здесь снова “снаружи-изнутри”

Если вернуться к теме рассказа и к вопросу “страстей” - то “тихое семейное счастье” - это символ пристрастий, привязанностей. Т.к. “тихое и семейное” на страсть как-то особо не тянет…
Ну а если это привязанность, то с ней на Пути рано или поздно придется расстаться. Хотя с самой семейной жизнью вовсе расставаться не обязательно. С супругом/супругой - можно расстаться, а с жизнью - не обязательно…

Далее в рассказе раскрывается еще одна грань привязанностей. “…приятным закрепить связь с местами своей юности посредством удачного брака. Да и же-на, честно сказать, сама по себе была напоминанием о молодости…”

Привязанность к “местам юности” . А она, как известно, ведет к неприятию себя, того какой ты сегодня. Ибо стремление к вечной юности - великая иллюзия.

Далее тоже очень яркий образ, история про то, как "Платон на удивление всего райцентра сыграл свадебку, да и уехал через день обратно, в большой город, оставив молодую на произвол её многочисленной родни."

“> И повелось так: все рабочие дни Платон проводил в городе, где медитировал, зани-мался с клиентами, смотрел телевизор, думал о высоком и вечерами регулярно звонил жене, долгими разговорами показывая ей отсутствие у себя любовниц. А в выходные он с головой погружался в пучину семейной жизни, балуя себя домашней пищей, горячей ванной и частыми объятьями. Год прошёл незаметно, и даже родня как-то сумела при-выкнуть к тому, что дочка ни с того ни с сего обрела своё воскресное счастье.”

Здесь про то, что человек как бы совершает выбор, например в пользу “семейного счастья”, и как бы вполне себе сознательный выбор. Однако, на самом деле часто человек НЕ ГОТОВ принять истинной реальности СВОИХ ЖЕЛАНИЙ. Платону нравилось ОЩУЩАТЬ СЕБЯ женатым на молодой женщине, тешить свое эго этим, однако брак как таковой был не вполне настоящим, т.к. совместная жизнь была только по выходным, не было повседневного тесного взаимодействия, не было сложных ситуаций, и значит, не было НЕОБХОДИМОСТИ В ПРИНЯТИИ друг друга во всех проявлениях.

Здесь уже исподволь рождается тема выбора и его осознанности. Ведь как бы были “объективные обстоятельства” - у Платона работа в другом городе…Однако, почему, к примеру, он не уговорил жену переехать к нему? Ведь она хотя и была его моложе, но вполне себе уже превышала возраст совершеннолетия…Возможно, Платона просто устраивала именно такая семейная жизнь, а в дистанции и был секрет “тихого семейного счастья”?

Дальнейшее развитие сюжета о вступлении Платона на тернистый духовный Путь, и о том, что перемен НЕ ИЗБЕЖАТЬ.
Перемены, как водится, пришли оттуда, откуда их и ждать было невозможно
И тут уже вопрос про “Истинный Путь”. Когда ты идешь куда-то сам, то есть - во след своим желаниям и представлениям “о прекрасном”. Или когда тебя ВЕДУТ И вот в рассказе показан способ получить ВЕДЕНИЕ. Молитва.

“И вот Платон после очередного такого призыва, придя в состояние религиозного само-забвения, стал молить Господа: “Боже Всемилостивый, укажи, пожалуйста, мне мой Ис-тинный Путь!”. Истово повторяя эту фразу, Платон всей душой, совершенно искренне, хотел узнать ответ и получить указание.”

Здесь “истинный путь” предстает как способ, как путь выхода из сложившейся ситуации. Когда ты сам принимаешь свое бессилие справиться с чем-то и взываешь к помощи Свыше, с искренней готовностью принять эту помощь в любом виде.
Далее в рассказе описана коллизия того, как начались изменения в жизни Платона и изменения явно “не к лучшему”. Исчезли клиенты и, соответственно, обмелел поток денег, которые эти клиенты приносили. И тут выяснилось, что этот самый поток, возможно, и питал хрупкую конструкцию семейного счастья. Но как оно было на самом деле неизвестно, мы можем только догадываться. Ясно одно, что под воздействием изменений,инициированных изнутри, просьбой об указании Истинного Пути, разрушился весь комфортный устоявшийся порядок жизни Платона.

И далее описано состояние Платона в этой ситуации.
"Долгими тоскливыми вечерами, от которых не спасали даже медитации, Платон спрашивал себя и Бога: в чём же мой истинный путь? Неужели я должен отказаться от всего ма-териального, чтобы предать всего себя подвигам Духа? Или куда мне двигаться? Впасть в нищету и пуститься бродяжничать? "

Вот такая постановка вопроса очень характерна для людей в начале работы над собой. ИЛИ -ИЛИ. Или так или сяк. Или “по-моему”, или - никак…

Часто Путь ассоциируется с экстремальными вещами, с экстремальным отказом от “всех благ жизни”. И так работает ум - сейчас я начну делать шаги по Пути и вся моя жизнь разрушиться, я должна буду отказаться от ВСЕГО и ВСЕ потерять… “А что будет, если я позволю проявиться своему страху? Своей печали? да я сразу потеряю ВСЕ!! потеряю ЛИЦО, потеряю ДРУЗЕЙ, потеряю РАБОТУ! и пойду бродяжничать” Поэтому чтобы “все НЕ потерять” - я пожалуй продолжу привычно избегать своих эмоций и проявлений, буду и дальше подавлять, и делать вид. что “все в порядке”.

И, возможно, что проблема стойкой бессознательности людей - она как раз в этой постановке.
Сложно прилагать усилия к разделению внимания - в ОБЫЧНОЙ жизни, вот практики - пожалуйста, впечатления от энергий - пожалуйста. А вот чтобы так, без впадания в экзальтированные состояния - просто стремиться быть ОСОЗНАННЫМ и делать усилия на Пути это становится наиболее трудной задачей.

Далее тоже прекрасный образ. Это описание жены Платона, незлой, в общем-то женщины, которая в этой кризисной для семейной жизни ситуации иссякания питательного “денежного потока” проявила себя как - “Недалёкая, эгоистичная, холодная сука, не знающая чувства любви” . В общем-то, скорее всего, она всегда была такой, но пока они жили “на расстоянии” это Платона устраивало, и его брак ему нравился. А теперь - в новой ситуации, всплыли “неприятные” стороны, и ему все это видимо нравиться перестало.

Так и в работе надо собой происходит ровно тоже самое. Когда идешь внутрь - обнаруживаешь - ИСТИННОЕ положение дел. И самое -то неприятное открытие - что это не то, что ты вдруг сейчас таким СТАЛ - а то, что ты БЫЛ ТАКИМ ВСЕГДА, просто раньше тебе это нравилось, ты сам себя “устраивал” - а теперь - перестало нравиться. Увидеть внутри себя, что ты бываешь - недалёкой, эгоистичной, холодной сукой, не знающей чувства любви - это тот еще атракцион невиданных впечатлений. Начинается внутренний дискомфорт - боль эго, боль Ума - разрушается идеальный, удобный образ себя, конструкция теряет устойчивость - вот и больно…

Вот и тут тоже ситуация выбора ПУТИ. Или так или так. Или ты идешь наружу и отвлекаешься от внутренней беды внешними приятными (или неприятными) впечатлениями. Или идешь внутрь и знакомишься с собой. И начинаешь постепенно себя ПРИНИМАТЬ. А также заодно и осознавать причины этой боли - почему же так неприятно себя вдруг обнаружить холодным, эгоистичным, не знающим чувства любви.
Далее по сюжету рассказа следует стремительный развод и описание состояния Платона после него

“Не успев оправиться от всего случившегося, Платон с удивлением обнаружил, что клиент неожиданно пошёл. Да как пошёл! Приходилось работать с раннего утра до позд-него вечера с такой интенсивностью, про которую Платон уже почти забыл. Денежки стали прибавляться день ото дня, и возник даже некоторый их избыток. Крайне озадачен-ный таким поворотом, Платон снова задумался. Выходило, что истинный путь лежал в расторжении брака. Платону-то казалось, что путь как-то не должен касаться таких ба-нальных и примитивных вещей. Что он должен быть… возвышеннее, что-ли. «А с другой стороны, – размышлял Платон, – что ещё может быть возвышеннее священного института брака, подкреплённого силой чувств?»”

Тоже частое препятствие в духовной работе - нежелание видеть своих проявлений и реакций в простых, банальных, примитивных вещах. Нежелание присутствовать в дискомфортных состояниях. Вместо этого возвышенные рассуждения и сетование на то, что “что-то я не продвигаюсь”

Ну и конечно же, в теме привязанностей помимо привычки получать удовольствие от своих состояний и желания, чтобы все оставалось как всегда и не изменялось, есть и вторая сторона. И, наверное рассказ не случайно заканчивается темой страха.

Одиночество не тяготило его, только страх провести всю оставшуюся жизнь одному нет-нет, да и сжимал его сердце.

В общем Истинный Путь - про то, что настоящий выбор - он всегда у нас внутри, во всех смыслах этого слова. И если этот выбор будет в сторону шагов внутрь - то тут начинают происходить Истинные чудеса - что описано в книге Мастера с соответствующим названием.

12 лайков

Очень ценное для меня замечание!

:+1: