Эта тема создана для обсуждения публикации
Чудесный комментарий к удивительной притче! Похоже это про дуальность нашего мира и способности принимать то и другое? А возможно ли это? Или это возможно при некой трансформации ума? Благодарю!
Спасибо за притчу. Наверное посыл полностью раскроется через несколько прочтений.
@Master Почему Аллах всегда ходит белыми? Разве чёрные тоже не Его фигуры?
Да уж вопросики из разряда дзэн! Потому, что изначально принимаешь, что он главный!
Потому что белые начинают игру
В этой притче есть одна любопытная деталь. Это подчеркнутая бинарность происходящего. Христиане и мусульмане, испанцы и мавры, шахматы, где соперничают белые и черные фигуры. Внимательное наблюдение, а внимательность в шахматах крайне важна, дабы не совершать обидные зевки, подсказывает нам, что за черных неспроста играет темнокожий мавр. То, что кожа у него была темная, конечно, прямых указаний в тексте нет, но это вполне резонно допустить, учитывая отсылку на Мавританию, жители которой зачастую темнокожи.
За белых играет Аллах, и вроде бы фигуры ходят сами собой; одном случае белые проигрывают, а в другом выигрывают. Крайне любопытно здесь задаться вопросом – может ли Аллах в принципе проиграть? Отвечая на него отрицательно и принимая во внимание, что единственным акцептором выигрыша и проигрыша является белокожий (тут я опять делаю предположение о цвете кожи родовитого испанца) дон Родриго, можно предположить, что в определенном смысле мавр играет персонально с доном Родриго, а не с кем-то еще. Кстати, если обратить внимание на описанную шахматную партию, то можно найти еще одно доказательство этому: тройной шах белым – это невозможная комбинация, то есть текст истории явственно просит обратить на это место внимание; позднее мы видим, что именно три человека потенциально угрожают Родриго в ситуации со 100 дукатами.
Итак, мавр играет именно с доном Родриго Фернандо Блас де Кампотравеса. С одной только оговоркой, Родриго сам не передвигает фигуры. Почему? Потому что контакта с Аллахом у него нет (не даром же он подчеркнуто христианин, а Аллаха, будучи закрыт догмами, почитает демоном). Мавр же, находясь в контакте с Аллахом и воспринимая его веления, фигуры передвигать вполне способен.
Иными словами, с доном Родриго играет не мавр, а Аллах. Можно пойти еще дальше и закончить мысль - Аллах играет Сам с Собой. Это Его доска, Его фигуры, Его игроки и, безусловно, Его игра. Но в чем же здесь практический смысл? Смысл в том, чтобы показать какова цена отдельности и отделенности. Увидев игру глазами ее единственного Игрока, дон Родриго получил бы выигрыш снова.
Рассматривая историю в этой плоскости, можно сказать, что дон Родриго “зевнул” самое главное, своим отделенным (читай обделенным) восприятием увидев угрозу со стороны мавра. Но что же на самом деле тот сказал? Он лишь указал на Неизмеримую Щедрость Аллаха. Просил ли он 100 дукатов персонально у Родриго? Нет. Тот же начал выделять из окружающего пространства угрожающие элементы и решил предусмотрительно отдать содержимое кошелька. Опираясь на иллюзорно-негативный опыт, Родриго окончательно отделяет себя от Аллаха своей непримиримой агрессией по отношению к маврам и шахматам, фиксируя проблему избегания (это еще один важнейший элемент истории, который можно использовать, как нить Ариадны).
То есть смысл всей истории показать единство человека и Бога, Его Неизмеримую Щедрость во всех случаях, даже если они маркируются эго, как ситуации изъятия и жертвы.
Вместо шахмат гораздо лучше было бы использовать нарды, ведь в шахматах результат игры всецело зависит от внимательности, ума и способности моделировать развитие игры на некоторое колличество ходов вперед(состязание в качествах ума выиграть у Аллаха невозможно). В нардах же номинал каждого нового хода определяется броском игральных костей, так что даже сильный игрок проигрывает время от времени новичку. И если Аллах откажется влиять на результат броска игральных костей то и он вполне себе может и проиграть.
Мне показалось что, тут двоякий смысл, что Господь влияет только через “белых”, то есть через Силу Света…
Да, и также примером тут является наше отношение к травмическим опытам, как сильно они на нас влияют и как мы закрывается от всего и вся, лишь бы не чувствовать заново боль, обиду, а потом так и живём не тем вариантом жизни который мы хотели и довольствуемся минимумом…
Хотя тут конечно же речь не идёт о жизни обывателя, а говориться об искателе на Пути. Но дорога к успеху, как в земной жизни так и на Пути, предполагает много травм, неудач, боли, проигрышей… И выигрывает только тот, кто сможет идти дальше, до конца, несмотря ни на что… А это конечно же требует смелости и огненного стремления… Я бы сказала некой одержимости… Иначе как Дон Родриго можно на очередном повороте сойти с Пути… И спуститься на “спокойную” равнину
Потому что чёрными играет мавр
Аллах играет не с Доном Родриго, а Доном Родриго (белым Королем). Но торопливый гордец на замечает этого, не осознает это - хотя мавр сразу сказал ему, что он отдает деньги тому, кого ему посылает Аллах (то есть Доном Родриго “ходит” Аллах). И позже предлагает ему осмотреться. Но тот видит не божий мир/доску, которую описал мавр, а лишь угрозу (тройной шах) лично себе.
Он не ценит, что приобрел (принял, как должное), не прошел испытание угрозой лишения (сторицей), а потом и правдой (стыдом за себя). Нет, эта притча не про отделенность от Бога. А скорее про гордость, торопливость и узость сознания, которые могут лишить даже самой великой Удачи.
Шум, тут есть одна исходная предпосылка, которая не может быть игнорирована. Не существует никакого “внешнего” Бога и “обособленного человека”, который поклоняется такому Богу. Ибо в этот момент он начнет поклоняться придуманному идолу. Только такой идол может устраивать испытания, которые человек может проходить или заваливать, только такой идол может проявлять жестокость по отношению к человеку или общности и т.д. Заблуждающиеся верят, будто истина нападает на них, и они не узнают ее потому что предпочитают заблуждение. Считая правду чем-то нежеланным, они воспринимают свои иллюзии, которые блокируют знание. Единственное, что они могут сделать - это осознать свою неделимость с Богом, осознать, что давать - это тоже, что и получать (ср. эквивалентность получения первых 10 и последующих 100 дукатов), осознать, что единственная ошибка, которая ими совершается заключается в том, что они предпочитают собственное эго, а не Бога.
Вот забавно! Мастер во введении к новой книге писал про тех,кто находит 40 смыслов в одной притче. Евгений и Шум предложили свое видение - и я то же хочу
Для меня - это притча о Воле.
О Его Воле;
О Его даре свободы воли человеку;
О том, как по-разному ей можно воспользоваться (как дон Родриго- или как его противопоставление - мавр).
А уж от этого основного смысла растут остальные: сбоку,рядом и из…
Что, если за Глас Божий человек принял голос городской стражи? Он, конечно, ошибся, но значит ли это, что услышанное требование выполнять не следует? Даже если стража пошутила?
Допустим, человек долго, громко, да ещё по ночам зовёт Аллаха. Кто скорее прибежит, Аллах, или те же стражники?
Прибежать могут возмущенные жители с камнями, что бы положить этому издевательству конец наконец. )))
Вопрос не в том, насколько громко он Его зовёт, а насколько… безысходно.
Прибегут стражники. Вездесущему незачем куда-то бегать.
Можно ли в таком случае считать появление стражников реакцией Вездесущего?
По ситуации.
не поняла, причём тут вообще приход стражников, если Родриго сам к ним приходит, чтобы пожаловаться. И ничего плохого они ему не делают. Да и вообще, никто ничего плохого де-факто в притче Родриго не делает, тк Родриго не теряет больше, чем обретает, даже учитывая, что озвученная сумма выше той, что Родриго получил в первый раз. И то, что он имеет, он имеет лишь благодаря тому, что вступил в игру в первый раз. Если бы он это видел, то вероятно и сумма не показалась бы ему такой уж значительной и исход не показался таким несправедливым. Ну и призвать на помощь Аллаха в разрешении возникших трудностей Родриго не пытается ни в каком месте этой истории